Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается аргументативная структура жанра «аналитическая статья», анализ которой может выступать в качестве способа выявления псевдоаналитических публикаций. Отмечено, что намеренное маркирование пропагандистских текстов как аналитических повышает уровень доверия читателей к ним и, как следствие, облегчает навязывание населению «выгодной» для заинтересованной стороны позиции; в этой связи установление псевдоаналитичности является важным инструментом противодействия информационным войнам. Материалом исследования послужил корпус из 30 текстов качественной англоязычной прессы — изданий «The Washington Post», «The Independent», «The Guardian» за 2020—2022 гг., опубликованных с пометкой «analysis». В качестве методов исследования использовались логико-семантический, контекстуально-композиционный, концептуально-семантический, прагмалингвистический, когнитивно-семантический анализ, а также инструменты дискурсивного анализа. Установлено, что в качестве индикаторов псевдоаналитичности могут выступать следующие искажения аргументативной структуры аналитической статьи: 1) имплицитно выраженный тезис; 2) базирование связи элементов аргументативной структуры не на логических основаниях, а на апелляции автора к чувственно-когнитивной сфере; 3) создание видимости баланса мнений за счет приведения контраргументов, которые представляют собой намеренные аргументативные ошибки, целью которых является манипуляция сознанием адресата; 4) нацеленность аргументации не на доказательность, базирующуюся на строгих логических правилах рассуждения, а на воздействие на адресата. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что маркировка текстов пропагандистского характера как «analysis» является одним из инструментов введения читателя в заблуждение с целью навязывания ему определенных идей, а также эффективным инструментом ведения медиавойн.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, медиадискурс, медиатексты, СМИ, средства массовой информации, язык СМИ, языковые средства, английский язык, англоязычные СМИ, политический дискурс, аналитические статьи, псевдоаналитика, медиавойны, аргументация, политическая пропаганда
Abstract: The article examines the argumentative structure of the genre “analytical article” as an instrument for pseudo-analytical text identification. It is noted that intentional marking of propaganda texts as analytical boosts their credibility and, as a result, makes it easier to impose the desired views and ideas on the readers. In this regard, the identification of the pseudo-analytical nature of publications may become an important instrument for counteracting information warfare. The research material embraces a corpus of 30 texts from the leading English-language quality papers, such as “The Independent”, “The Washington Post” and “The Guardian”, published in 2020-2022. The research methods include logico-semantic, contextual-compositional, conceptual-semantic, pragmalinguistic and cognitive-semantic analysis, as well as certain techniques of dis-course analysis. The study argues that the following deformations of the argumentative structure can act as indicators of pseudo-analytical nature of the article: 1) an implicitly formulated thesis; 2) connecting the elements of the argumentative structure not on the basis of logic, but on the author’s appeal to the readers’ emotions; 3) creation of an illusion of the balance of opinions by providing counter-arguments which are deliberate argumentative mistakes aimed to manipulate the addressee’s consciousness; 4) orienting the argumentation not towards proving a point of view on the basis of strict logical rules, but towards influencing the reader. The research conducted allows the author of the article to conclude that marking propaganda texts as “analytical” is an important instrument for deceiving the reader with the purpose of imposing certain ideas upon them and an effective tool for waging media wars.
Key words: journalism, media linguistics, media discourse, media texts, mass media, mass media language, language means, English language, English-language mass media, political discourse, analytical articles, pseudo-analytics, media warfare, argumentation, political propaganda

Для цитирования:

Никонова, Е. А. Анализ аргументативной структуры жанра «аналитическая статья» как инструмент выявления псевдо-аналитических публикаций / Е. А. Никонова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №4. – С. 81-89.

For citation

Nikonova E. A. (2022). Analysis of the Argumentative Structure of the Genre of “Analytical Article” as an Instrument for Identification of Pseudo-Analytical Texts // Political Linguistics. – 2022. – №4. – P. 81-89.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.