Файл статьи: PDF
Аннотация: Плюрализм гуманитарного знания в целом и исторической науки в частности ведет к возникновению дискуссий об их научности и объективности. Несмотря на существование критериев научности текста, сложно говорить об абсолютной объективности представленной в нем информации. Это обусловлено тем, что в основе создания научного исторического текста лежит метод анализа и интерпретации исторических источников исследователем в связи с невозможностью непосредственного наблюдения событий прошедшей социальной реальности, что означает, что конечным продуктом деятельности историка является текст, имеющий автора и, как следствие, характеризующийся некой степенью субъективности. Следует также учитывать, что для осуществления успешной коммуникации между автором научного текста и читателем используется система средств адресации, ориентированная на успешное декодирование читателем авторской интенции. Данная статья рассматривает две лингвистические категории — субъектности и субъективности — участвующие в репрезентации системы средств адресации. На материале англоязычной исторической монографии производится анализ средств актуализации этих категорий в историческом научном тексте с целью доказательства присутствия этих категорий в тексте, а также определения основных тактик и приемов, реализуемых автором текста с помощью категорий субъектности и субъективности
Ключевые слова: научные тексты; критерии научности; исторические тексты; исторические источники; лингвистические категории; субъектность; субъективность
Abstract: Both human sciences and, in particular, history pluralism lead to discussions upon their scientific status and objectivity. Though there exist criteria proving that the text belongs to the scientific style, it is still hard to speak about absolute objectivity of such texts. This idea is based on the fact that while writing a scientific historical text, an author analyses and interprets the information obtained from historical sources because it is impossible to observe the past directly. It means that the result of such work is a text which has an author and, consequently, can be described as subjective to a certain extent. It also should be noted that the author uses an addressing means system to establish successful communication between the author and the reader. This article is focused on two linguistic categories — the categories of subject and subjectivity — which represent the addressing means system. The historical monograph analysis allows to enlist the markers by means of which these categories are actualized in the scientific historical text to prove that these categories can be found in such texts and to define main tactics and techniques included by the author into the text with the help of these categories
Key words: scientific texts; scientificity criteria; historical texts; historical sources; linguistic categories; subjectivity

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.