Файл статьи: PDF
Аннотация: Сравнительно недавно интернет-дискурс и дискурс средств массовой информации обрели статус глобальных институтов власти, имеющих в своем арсенале набор идеологических технологий по созданию и трансляции идеологически ангажированных идей. Под идеологической ангажированностью понимается формулирование, структурирование и передача информации любой тематической направленности (культурной, религиозной, спортивной и т. д.) таким образом, чтобы воспроизводить и лоббировать политические и экономические интересы определенных групп. Указанные процессы делают актуальным рассмотрение идеологических проблем в лингвистическом аспекте, однако лингвистическая теория идеологии полностью не сформирована, у нее отсутствует даже общепризнанный понятийно-терминологический аппарат, чем вызвана необходимость сравнительного анализа научных работ идеологической проблематики, предпринятого в данной статье. В связи с этим проанализирована и систематизирована информация о дискурсивных идеологических механизмах, базовых терминах и определениях, используемых в идеологических исследованиях. Выявлены доминантные подходы к толкованию базовых определений идеологических исследований. Было установлено, что в основном внимание уделяется или когнитивному, или лингвистическому аспекту идеологии и идеологем. Дополнительной задачей данной работы был обзор признанных идеологических механизмов, используемых в интернет-дискурсе и дискурсе СМИ, которые трансформируют их в идеологически ангажированные дискурсы власти. При выполнении исследования применялся пoнятийно-терминoлогический аппарат и метoды дискурсивных исследований, теoрии идеологии. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития дискурсивных исследований и теории идеологии с лингвистической точки зрения, для оптимизации анализа эффективности работы СМИ
Ключевые слова: дискурс власти; политическая идеология; идеологемы; политический дискурс; интернет-дискурс; медиадискурс; средства массовой информации; язык СМИ; идеологические механизмы; манипуляции сознанием
Abstract: Recently Internet discourse and mass media discourse have got the status of global institutions of power having a number of ideological technologies to create and communicate ideologically supervised ideas. Ideological supervision implies articulation, structuring and communication of information of any topic (cultural, religious, sport, etc.) in such a way that political and economic interests of some groups are promoted. The mentioned processes make it necessary to study ideological issues from linguistic point of view. The problem is that linguistic theory of ideology is not yet developed well enough; it lacks definitions and terminology. The given research presents comparative analysis of scientific works devoted to the study of ideology. It analyzes and organizes the discursive ideological mechanisms, basic terms and definitions used in ideology research. The leading approaches to interpretation of the basic terms of ideology found in research works are singled out. It was revealed that special attention is paid either to cognitive or linguistic aspects of ideology and ideologeme. The aim of this research is to give an overview of the accepted ideological mechanisms frequently used in Internet discourse and mass media discourse, which often make them ideological government-supervised discourse of power. This research uses the terminology and methods of discursive research and theory of ideology. The results may be used for further development of discursive studies and theory of ideology from linguistic point of view to analyze the work of mass media
Key words: discourse of power; political ideology; ideologeme; political discourse; Internet discourse; media discourse; mass media; language of mass media; ideological mechanisms; manipulation of consciousness

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.