Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ОБРАЗ ЕВРОСОЮЗА: МЕТАФОРЫ ПЕРЕМЕН

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу способов создания вербальных образов Евросоюза, остро нуждающегося в реформах. Для достижения данной цели проводится когнитивный анализ концептуальных метафор, участвующих в создании образа Европы (Евросоюза) в британских СМИ: были отобраны тексты из ведущих британских журналов «The Economist», «The Spectator» и газет «The Financial Times», «The Guardian», «The Independent» за период 2017-2018 гг. С помощью дискурсивного анализа выявляются и анализируются коммуникативные стратегии, используемые журналистами, позволяющие делать выводы о приоритетных для них функциях при формировании медиаобраза Европы. Авторы медиатекстов прибегают к стратегии аргументации и запугивания, пытаясь доказать необходимость реформирования Евросоюза, представляя грядущие сценарии изменений в виде протекционистских, пространственных, гастрономических, механических метафор. Сценарий «выжидательной позиции» также не исключается, однако подвергается критике с помощью стратегии аргументации. Чтобы показать, как неловко Европа чувствует себя в новой роли, часто используются антропоморфные метафоры. Пространственная метафора реализуется посредством представления Европы в виде «концентрических кругов», соответствующих трем уровням интеграции. Воспроизводятся пессимистические сценарии, ожидающие Европу, из недавно вышедших книг (образы Европы, совершающей самоубийство, Европы, ставшей исламской империей, континента, который трещит по швам). Проведенный анализ помогает сделать вывод, что метафоры помогают и журналистам, и читателям сделать более наглядными сложнейшие процессы, происходящие внутри одного из крупнейших политико-экономических образований современности - Евросоюза, формируя у читателей определенные образы и стереотипы.

Об авторах

В. П. Новикова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Н. Е. Кунина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2007. № 4. С. 124.

2. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике [Электронный ресурс] // Вестн. ОГУ. 2013. № 11 (160). URL: https://cyberleni nka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-problema-ego-rekonstruk tsii-v-sovremennoy-lingvistike (дата обращения: 26.09.2018).

3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). - М. : Наука, 2008. 264 с.

4. Клочко Н. Н. Образы Европы в современных национальных дискурсах (на примере антропоморфной метафорики) // Современная политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2006.

5. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 2 (83). С. 13-21.

6. Костина К. В. Аксиологический аспект языковой репрезентации образа России в современном немецком медиадискурсе : автореф. - М. : Промедиа, 2011. 18 с.

7. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.

8. Марущак А. В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 93-96.

9. Слободенюк Е. А. Особенности сочетания визуального и вербального в создании образа современного немецкого политика в британском медиадискурсе : (на примере Ангелы Меркель) // Политическая лингвистика. 2015. № 2 (52). С. 113-121.

10. Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1982. 815 с.


Для цитирования:


Новикова В.П., Кунина Н.Е. ОБРАЗ ЕВРОСОЮЗА: МЕТАФОРЫ ПЕРЕМЕН. Политическая лингвистика. 2018;(5):90-94.

For citation:


Novikova V.P., Kunina N.E. THE IMAGE OF THE EUROPEAN UNION: METAPHORS OF CHANGE. Political Linguistics. 2018;(5):90-94. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)