Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ АВТОРА И АДРЕСАТА ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены когнитивно-дискурсивные практики построения и восприятия креолизованного медиатекста политической рекламы. На базе анализа смысловой структуры и выразительных ресурсов публикации проведена оценка практик адресанта; построена текстовая концептосфера и выявлены использованные автором приемы, направленные на реализацию функции воздействия. Оценка практик адресата осуществлена с помощью анализа данных айтрекинга и результатов опроса респондентов. Лабораторный психофизиологический метод айтрекинга позволил определить, как распределялось внимание аудитории в процессе ознакомления с публикацией с учетом ряда социально-демографических параметров (пол, возраст респондентов). Основным психофизиологическим показателем, характеризующим восприятие рекламы, явилась средняя продолжительность фиксации на элементах публикации, выраженная в мс. Согласно полученным результатам, визуальный компонент является основным аттрактором внимания политической рекламы в обеих группах выборки. Анализ взаимосвязей изучаемых параметров политической рекламы с профилем функциональной моторной асимметрии испытуемых позволил предположить как эмоционально-образный, так и когнитивный механизм восприятия визуального компонента. Анкетирование, в ходе которого респонденты фиксировали свое понимание основной идеи публикации и выделили элементы сообщения, которые произвели на них наибольшее впечатление, дало возможность выявить эмоциогенный и когнитивный след текста. На основании комплексного анализа построена интегральная фреймово-слотовая модель доминантного текстового концепта «Выборы», демонстрирующая динамику когнитивных признаков текстовых концептов, актуальных для автора и читателя. Описан перлокутивный эффект публикации.

Об авторах

Э. В. Булатова
Уральский федеральный университет
Россия


О. В. Ломтатидзе
Уральский федеральный университет
Россия


А. С. Алексеева
Уральский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Акопова Т. С. Политическая реклама: текст лекций. - Ярославль : ЯрГУ, 2007. 63 с.

2. Барабанщиков В. А. Окуломоторная активность человека как предмет и метод психологического исследования // Айтрекинг в психологической науке и практике. - М. : Когито-Центр, 2015. С. 15-34.

3. Баранова М. В. Пробелы правового регулирования политической рекламы [Электронный ресурс] // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 471-473. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/probely-pravovogo-regulirovaniya-politicheskoy-reklamy (дата обращения: 30.08.2018).

4. Бове К. Л., Аренс У. Ф. Современная реклама. - Тольятти : Довгань, 1995. 704 с.

5. Булатова Э. В. Когнитивно-дискурсивные практики автора и адресата креолизованного медиатекста // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 4 (156). С. 25-35.

6. Булатова Э. В., Ефимова Т. Ю. Смысловая структура креолизованных текстов малоформатных жанров СМИ // Изв. Урал. фед. ун-та. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 4 (119). С. 28-36.

7. Быльева Д. С. Роль политической рекламы в современном обществе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 70-1. С. 104-110.

8. Голосуй, не комплексуй! [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club25250312.

9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. - М. : Русский язык, 2000. URL: https://www.efremova.info/word/komp leksovat.html#.W5JiDVgjHcs (дата обращения: 30.08.2018).

10. Зайцев А. В., Лупандин В. И., Сурнина О. Е. Время реакции в теоретических и прикладных исследованиях // Психол. вестн. Урал. гос. ун-та. 2002. Вып. 3. С. 3-20.

11. Лисовский С. Ф. Политическая реклама [Электронный ресурс]. - М. : Маркетинг, 2000. URL: https://docviewer. yandex.ru/view/34505782/ (дата обращения: 30.08.2018).

12. Ломтатидзе О. В., Булатова Э. В., Бакушкина Н. И. К вопросу об особенностях восприятия креолизованных медиатекстов // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 2 (138). С. 120-131.

13. Майданова Л. М. Очерки по практической стилистике. - Свердловск, 1987. 184 с.

14. Майданова Л. М. Практикум по современному русскому литературному языку. - Екатеринбург, 2007. 528 с.

15. Мелешко Е. Голосуй, не комплексуй! «Има-консалтинг» помогает ЦИК уговорить россиян прийти на выборы [Электронный ресурс] // Sostav.ru. URL: http://www.sostav.ru/news/ 2007/11/01/duma/.

16. Роик А. О., Иваницкий Г. А. Нейрофизиологическая модель когнитивного пространства // Журн. высшей нервной деятельности. 2011. № 60 (6). С. 688-696.

17. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 3. П - Р. / АН СССР, Ин-т рус.яз. - М. : Русский язык, 1983. 752 с.

18. Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. - М. : Аспект Пресс, 2003. 559 с.

19. Философский энциклопедический словарь. - М. : ИНФРА-М, 1998. 576 с.


Для цитирования:


Булатова Э.В., Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С. КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ АВТОРА И АДРЕСАТА ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ. Политическая лингвистика. 2018;(5):101-110.

For citation:


Bulatova E.V., Lomtatidze O.V., Alekseeva A.S. COGNITIVE AND DISCURSIVE PRACTICES OF AUTHOR AND ADDRESSEE OF POLITICAL ADVERTISING MEDIA TEXTS. Political Linguistics. 2018;(5):101-110. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)