Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВЕЖЛИВОСТЬ

Полный текст:

Аннотация

В статье делается попытка рассмотреть явление глобализации (воспринимаемой не только в торгово-экономическом аспекте, но и как процесс культурного, языкового обмена) и глокализации, а также их влияние на коммуникативное поведение. Глобализация проявляется в распространении в качестве лингва франка английского языка и во влиянии на разные культуры североамериканских коммуникативных норм. Копирование и шаблонное применение коммуникативных норм другой культуры наиболее ярко можно видеть в работе международных компаний и концернов, тем не менее практика свидетельствует, что рамки коммуникативных норм, а также стратегий и тактик общения одной и той же международной компании будут несколько меняться в зависимости от особенностей коммуникативной культуры страны присутствия, т. е. определенная локализация происходит. Рассматриваются следующие аспекты влияния: формальность и вежливость (разговорность и персонификация общения: сфера функционирования неформальной разговорной речи теперь не ограничивается рамками повседневного бытового общения, а имеет выход и в другие сферы человеческой деятельности, такие как СМИ, парламентские дебаты, дипломатия и т. д., при этом стирание границы между личной и общественной жизнью некоторыми воспринимается как невежливость); распространение общих норм «коммерческой вежливости» (клиентоориентированность, корпоративная культура и этика, связанные с развитием маркетинга в международных компаниях, предполагают наличие общеприменительных языковых стандартов и моделей поведения для ведения бизнеса по всему миру; общению в ситуации «покупатель - продавец» сегодня присущи рутинизация, ритуализованность, обратная связь).

Об авторах

Г. Р. Власян
Челябинский государственный университет
Россия


И. В. Кожухова
Челябинский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Большая Российская энциклопедия. - М., 2007. Т. 7. 767 с.

2. Глебов Г. И., Милаева О. В. Современные международные отношения : учеб. пособие. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2010. 98 с.

3. Лалетина А. О. Глобализация как объект лингвистических исследований // Политическая лингвистика. 2011. № 3 (37). С. 39-45.

4. Прохоров Ю. И., Стернин И. А. Русское коммуникативное поведение. - М. : Флинта : Наука, 2006. 238 с.

5. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. - М. : Икар, 2007. 480 с.

6. Blum-Kulka Sh. The metapragmatics of politeness in Israeli Society // Politeness in Language: Studies in its History, Theory and Practice. - Berlin : Mouton de Gruyter, 1992. P. 255-280.

7. Cameron D. Redefining Rudeness // Rude Britannia. - London : Routledge, 2007. P. 127-138.

8. Fairclough N. Media Discourse. - London : Edward Arnold, 1995. 214 p.

9. Fraser B. Perspectives of Politeness // Journal of Pragmatics. 1990. № 14. P. 219-236.

10. Lakoff R. The New Incivility: Threat or Promise? // New Media Language. - London : Routledge, 2003. P. 36-44.

11. Palmer Tom G. Globalization and Culture: Homogeneity, Diversity, Identity, Liberty // Realizing Freedom: Libertarian Theory, History, and Practice. - Washington : Cato Institute, 2009. P. 349-372.

12. Spencer-Oatey H. Culturally Speaking: Culture, Communication and Politeness Theory. - London ; New York : Continuum, 2008. 372 p.

13. Strange S. The Retreat of the State: The Diffusion of Power in the World Economy. - Cambridge : Cambridge Univ. Pr., 1996. 218 p.

14. Turner B. S. Theories of Globalization: Issues and Origins // The Routledge International Handbook of Globalization Studies. - London : Routledge, 2010. P. 3-22.


Для цитирования:


Власян Г.Р., Кожухова И.В. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВЕЖЛИВОСТЬ. Политическая лингвистика. 2018;(5):111-115.

For citation:


Vlasyan G.R., Kozhukhova I.V. GLOBALISATION, COMMUNICATIVE BEHAVIOUR AND POLITENESS. Political Linguistics. 2018;(5):111-115. (In Russ.)

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)