Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

«СОВЕСТЬ» И «СТРАХ» КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖАНРА АНТИУТОПИИ (на материале англоязычных текстов антиутопий XX-XXI вв.)

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются содержательные категории «страх» и «совесть» и их роль и функции в современных англоязычных антиутопиях. Последние несколько десятилетий жанр антиутопии стал очень популярным среди писателей («Уродина» С. Вестерфельд, «Дающий» Л. Лоури и др.), что связано с развитием техники и промышленности. Классические антиутопии (таких авторов, как Д. Оруэлл и О. Хаксли) заметно отличаются от современных английских произведений этого жанра: вторые оказывают большей частью эмоциональное воздействие на читателя, так как в них больше ситуаций, заставляющих переживать за главного героя, больше «битв». Анализ практического материала показывает, что наиболее ярко категория «совесть» выражается в романе «Голодные игры». Это объясняется характером главной героини - Китнисс Эвердин. Совесть является жанрообразующей категорией антиутопии, так как в целом антиутопическое общество строится на отрицании совести. Именно ее наличие у главного героя является его отличительной чертой и основой его конфликта с государством. В произведениях жанра антиутопии можно выделить четыре основных вида страха: страх перед государством, страх потери себя, страх потери близких, страх перед внешним врагом. Через страх потери себя происходит становление личности героя романов антиутопии. Например, страх является одной из ключевых эмоций, благодаря которым разворачивается сюжет и раскрывается личность главной героини романа «Дивергент». Категории «страх» и «совесть» определенно можно считать метакатегориями для антиутопий, так как данные категории играют сюжетообразующую роль в произведениях рассматриваемого жанра и репрезентируются через различные лексические единицы на протяжении всего произведения.

Об авторе

М. Б. Гаврилова
Волгоградский государственный медицинский университет
Россия


Список литературы

1. Алимурадов О. А. Значение, смысл, концепт и интенциональность: система корреляций // Язык. Текст. Дискурс. 2005. № 3. С. 43-56.

2. Алимурадов О. А. От концептосферы к лексике и обратно: проблемы метонимического моделирования ментального пространства языковой личности // Когнитивные исследования языка. 2010. № 7. С. 233-241.

3. Алимурадов О. А. Структура концептосферы индивида и концепт ОТНОШЕНИЯ: статус и некоторые закономерности вербализации // Когнитивные исследования языка. 2013. № 13. С. 131-145.

4. Алимурадов О. А. Функциональная природа лексического значения // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2004. № 4. С. 77-82.

5. Алимурадов О. А. Характерные особенности динамики концептосферы индивида // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2004. № 4. С. 123-133.

6. Алимурадов О. А., Реунова О. И. О сущности процесса референции // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2006. № 1. С. 79-89.

7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стер. - М. : КомКнига, 2006. 144 с.

8. Табакова З. П., Пономаренко М. А. Поэзия о предательстве как нравственном выборе человека // Система ценностей современного общества : сб. материалов 51 Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2017. С. 142-148.

9. Тураева З. Я. Лингвистика текста. - М. : Просвещение, 1986. 128 с.

10. Хаксли О. О дивный новый мир. - М. : Астрель, 2012. 191 с.

11. Шаховский В. И., Штеба А. А. Экология, валеология, лингвистика - три источника лингвоэкологии // Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : коллективная моногр. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. С. 8-23.

12. Collins English Dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.collinsdictionary.com (date of access: 16.08.2018).

13. Collins S. Catching Fire (The Hunger Games). - New York : Scholastic Press, 2009. 327 p.

14. Collins S. The Hunger Games. - New York : Scholastic Pr., 2008. 228 p.

15. Dashner D. The Maze Runner. - New York : Delacorte Pr., 2009. 217 p.

16. Gumiel Correa M. Lost Humanity: Dystopias and the Loss of Moral Values in Contemporary Science Fiction. - Valladolid : Univ. de Valladolid, 2015.

17. Roth V. Divergent. New York : Harper Collins Publ., 2011. 216 p.

18. Stoner P. Evolution of Dystopian Literature from We to The Hunger Games // Merge: The W’s Undergraduate Research Journ. / Mississippi Univ. for Women, Grady Honors College. - Columbus, 2017. Vol. 1. P. 3-26.


Для цитирования:


Гаврилова М.Б. «СОВЕСТЬ» И «СТРАХ» КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖАНРА АНТИУТОПИИ (на материале англоязычных текстов антиутопий XX-XXI вв.). Политическая лингвистика. 2018;(5):116-122.

For citation:


Gavrilova M.B. “CONSCIENCE” AND “FEAR” AS THE CONTENT CATEGORIES IN ANTI-UTOPIA (BASED on the English-language anti-utopia TEXTS of the XX-XXI centuries). Political Linguistics. 2018;(5):116-122. (In Russ.)

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)