Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА ПОЛИТИЗАЦИИ В ПЬЕСЕ КЭРИЛ ЧЕРЧИЛЛ «ЭТО СТУЛ»

Полный текст:

Аннотация

Под политической пьесой в творчестве известного британского драматурга Кэрил Черчилл часто понимается произведение, являющееся реакцией автора на острую проблему, некое общественное потрясение. Однако художественное своеобразие драмы «Это стул» К. Черчилл заключается в другом. Пьеса достаточно абстрактно проблематизирует отсутствие обоснованной позиции по важным политическим вопросам у среднего человека. Произведение состоит из ряда сцен-эпизодов с трудноуловимыми микросюжетами, которые не связаны друг с другом. Восприятие драмы строится на контрасте между заявленной в заголовках сцен политической проблематикой и отсутствием у героев малейшей заинтересованности в политике. Весомый вклад в оформление послания Черчилл вносит «эллиптический» характер драмы, языковое решение произведения. Реплики, которыми обмениваются персонажи, редко представляют собой предложения, в них не присутствует необходимая для понимания синтаксическая полнота. Герои общаются либо фрагментами фраз, либо неполными предложениями, что в соответствии с замыслом драматурга осложняет восприятие сюжета пьесы. Как правило, чем большую политическую направленность приобретает беседа действующих лиц, тем обрывочнее становятся реплики. Сумбурное представление обывателей о событиях, происходящих за пределами их уютного мирка, метафорически выражается в неполноте, недостаточности используемых средств языкового общения. Художественная манера, разработанная автором в пьесе «Это стул», является некомфортной для общества, бросает ему интеллектуальный вызов. Элементы, берущие начало в брехтианской драматической школе (монтаж и принцип очуждения), аскетичное языковое решение произведения, наиболее вероятно, призваны препятствовать возникновению чувства эмпатии, эмоциональной вовлеченности аудитории в перипетии сюжета. «Очуждение» от происходящих в драме событий настолько велико, что буквально требует от зрителя самостоятельного аналитического восприятия постановки. Поход в театр превращается из рекреационного мероприятия в совместную работу драматурга, режиссера, актерской труппы и зрителя по приданию происходящему на сцене смысла. Значимость зрителя как члена общества, то есть потенциально активного политического субъекта, особенно подчеркивает беспрецедентная лаконичность последнего эпизода пьесы «Это стул», состоящего только из собственного названия. Аудитория словно получает приглашение поучаствовать в написании сценария истории страны.

Об авторе

Е. Н. Шилова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Брехт Б. Собр. избр. соч. В 2 т. Т. 1. - М. : Логос-Альтера, 2004. 224 с.

2. Доценко Е. Г. Этика, политика и лингвистика в пьесах Тома Стоппарда о коммунистическом тоталитаризме // Политическая лингвистика. 2018. № 1 (67). С. 145-150.

3. Фуко М. Это не трубка [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fuko/trubka.php.

4. Aston E. Caryl Churchill. Writers and Their Work. - London : Horthcote House in association with the British Council, 2001. P. 112-113.

5. Aston E. On Collaboration // The Cambridge Companion to Caryl Churchill / ed. by E. Aston and E. Diamond.- New York : Cambridge Univ. Pr., 2009. P. 144-162.

6. Aston E., Diamond E. Introduction: On Caryl Churchill // The Cambridge Companion to Caryl Churchill / ed. by E. Aston and E. Diamond. - New York : Cambridge Univ. Pr., 2009. P. 1-17.

7. Brecht B., Willett J. Brecht on Theatre / transl. by J. Willett. - London : Methuen, 1964. 352 p.

8. Churchill C. This Is a Chair // Plays: Four. - London : Nick Hern Books, 2009. P. 37-58.

9. Dickson A. Caryl Churchill’s Prophetic Drama [Electronic resource] // The New Yorker. 2015. 18 Nov. URL: https://www. newyorker.com/books/page-turner/caryl-churchills-prophetic-drama.

10. Gobert R. D. The Theatre of Caryl Churchill. - London : Bloomsbury, 2014. 308 p.

11. Jernigan D. “Traps”, “Softcops”, “Blue Heart”, and “This Is a Chair”: Tracking Epistemological Upheaval in Caryl Churchill’s Shorter Plays // Modern Drama. 2004. Spring. Vol. 47. Iss. 1. P. 32-33.

12. Rebellato D. On Churchill’s Influences // The Cambridge Companion to Caryl Churchill. - New York : Cambridge Univ. Pr., 2009. P. 163-179.

13. Spencer Ch. A Spot of Pre-Millennial Tension [Electronic resource] // The Daily Telegraph. 1997. 28 June. URL: https:// www.telegraph.co.uk/culture/4709460/A-spot-of-pre-millennial-tension.html.

14. Stevens L. Anti-War Theatre After Brecht: Dialectical Aesthetics in the Twenty-First Century. - London : Palgrave Macmillan, 2016. 224 p.

15. The Camden Fringe Press Release [Electronic resource]. URL: http://www.camdenfringe.org/pressreleases/34_-_This_is_a_Chair.pdf.

16. Worpel L. Personal Versus Political Affairs in Caryl Churchill’s “This Is a Chair” // Human Affairs. 2010. № 20. P. 376-382.


Для цитирования:


Шилова Е.Н. ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА ПОЛИТИЗАЦИИ В ПЬЕСЕ КЭРИЛ ЧЕРЧИЛЛ «ЭТО СТУЛ». Политическая лингвистика. 2018;(6):120-126.

For citation:


Shilova E.N. THEATRICAL AND TEXTUAL MEANS OF POLITICISING IN CARYL CHURCHILL’S PLAY “THIS IS A CHAIR”. Political Linguistics. 2018;(6):120-126. (In Russ.)

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)