Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Цифровая демагогия, или Политический дискурс нового времени

https://doi.org/10.26170/pl19-02-03

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается «цифровая демагогия» (Digital Demagoguery), ставшая важнейшим каналом для самопроявления и самодифференциации политиков в эпоху модернизации средств политической коммуникации. Цифровая демагогия - современный инструмент влияния, используемый для осуществления внутригосударственной и международной политики, вместе с тем серьезно дискредитирующий современный политический ландшафт, так как язык, а также стиль общения, предложенные пользователям, оказались перегружены развлекательными, комичными, демагогичными элементами, что, с одной стороны, привлекает внимание адресата/избирателя, а с другой - подрывает его доверие. Объектом исследования является цифровая демагогия, которая рассматривается как фактор дискредитации политического дискурса. Актуальность исследований в области модернизации современных средств политической коммуникации в целом связана с возрастающей ролью и востребованностью цифрового пространства, ставшего новой публичной площадкой для политической борьбы/игры. Цель исследования - актуализировать новую форму политического дискурса («цифровая демагогия») в контексте медиатизации политических практик и формирования новой риторической культуры. Задача исследования - понять причины популярности цифровой демагогии, ставшей одним из мощнейших средств достижения цели для современного политика, инструментом манипулирования, использующимся для легитимации политических решений. Теоретическую основу исследования составили труды по теории политического дискурса и лингвокультурологии. Отдельные выводы и результаты исследования могут способствовать формированию более полного представления о современном политическом дискурсе, а также о трансформации и интенсификации политической коммуникации в интернет-пространстве.

Об авторе

Л. А. Агрба
Абхазский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Абдуллаев Р. А., Рыхтих М. И. Феномен «сетей поддержки» и влияние на него развития интернет-технологий // Власть. 2014. № 6. С. 15-20.

2. Баранов Н. А. Популизм и демагогия // Человек, культура, общество: межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. Н. В. Дулина, И. А. Небыков / Волгоград. гоc. тех. ун-т. - Волгоград, 2005. Вып. 3. С. 100-108.

3. Бауман З. Текучая современность. - СПб. : Питер, 2008. 240 с.

4. Бодрунова С. С. Медиакратия: атлантические подходы к определению термина // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2012. Сер. 9. Вып. 3. С. 203-215.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. : Рус. яз., 1981-1982. 2700 с.

6. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация : пер. с англ. - М., 1989. 312 с.

7. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования / ИНИОН РАН. 2002. № 3. С. 32-43.

8. Дугин А. Г. Философия политики. - М. : Аркогея, 2004. 614 с.

9. Козырева А. А. Почему социальные сети являются инструментом политической власти? // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2015. № 2 (62). Т. 2. С. 56-59.

10. Нестеренко Ю. Л. Демагогия [Электронный ресурс]. URL: http://fan.lib.ru/n/nesterenko_j_l/text_0610.shtml (дата обращения: 08.08.2018).

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. проф. Н. Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1983. 816 с.

12. Плахов В. Д. Западная социология. XIX-XX вв. От классики до постнеклассической науки. - СПб. : Алетейя, 2006. 303 с.

13. Реут О. Ч. Digital electoral history и модернизация политических коммуникаций // PolitBook. 2013. № 2.

14. Соловей В. Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. - М. : Э, 2015. 320 с.

15. Соловей В. Д. Особенности политической пропаганды в цифровой среде // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2018. С. 81-87.

16. Сурма И. В. Глобальный наднациональный актор международных отношений и его социальная философия // Вестн. МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 141-151.

17. Сурма И. В. Цифровая дипломатия в мировой политике [Электронный ресурс] // Государственное управление : электронный вестн. 2015. Вып. 49. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovaya-diplomatiya-v-mirovoy-politike (дата обращения: 10.09.2018).

18. Томбу Т. В. Политические дискурсы общества потребления //Преподаватель ХХI век. 2013. №2. С. 375-386.

19. Черных А. И. Медиа и ритуалы. - М. ; СПб. : Университетская книга, 2013. 236 с.

20. Чижик А. В. Политический дискурс в русскоязычном Twitter и образ политика через призму интернет-дискурса // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2015. С. 523-532.

21. Шейгал Е. И. Театральность политического дискурса // Единицы языка в их функционировании : межвуз. сб. науч. тр. - Саратов : СГАП, 2000. С. 92-96.

22. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград, 2000. 431 с.

23. Barthes R. Rhetoric of the Image / S. Heath (ed.) // Image, Music, Text. - New York, 1977.

24. Bayley P. Live oratory in the television age: The language of formal speeches // Campaign language: Language, image, myth in the U.S. presidential elections 1984 / G. Ragazzini, D.R.B.P. Miller (eds.). - Bologna : Cooperativa Libraria Universitaria Editrice Bologna, 1985. P. 77-174.

25. Benson T. The rhetoric of civility: Power, authenticity, and democracy // Journ. of Contemporary Rhetoric. 2011. No. 1. P. 22-30.

26. Ceaser J. Demagoguery, statesmanship, and the American presidency // Critical Review. 2007. Vol. 19, no. 2. P. 257-298.

27. Gilbert G. Dictators and demagogues // Journ. of Social Issues, 1955. No 11. P. 51-53.

28. Gustainis J. Demagoguery and political rhetoric: A review of the literature // Rhetoric Society Quarterly. 1990. No 20. P. 155-160.

29. Hofstadter R. Anti-intellectualism in American life. - New York : Random House, 1962.

30. Hogan J. M., Tell D. Demagoguery and democratic deliberation: The search for rules of discursive engagement // Rhetoric & Public Affairs. 2006. Vol. 9, no. 3. 479-487.

31. Logue D., Dorgan H. The Demagogue // The oratory of southern demagogues / C. Logue, H. Dorgan (eds.). - Baton Rouge : Louisiana State University Press, 1981. P. 1-11.

32. Mendes A. Digital Demagogue: the Critical Candidacy of Donald J. Trump // Journ. of Contemporary Rhetoric. January 2016.

33. Postman N. Amusing ourselves to death. - New York : Penguin Books, 1985.

34. Tuttle I. The Power of the Bernie Brand [Electronic resource] // The National Review. 2016. Apr. 20. URL: www.na tionalreview.com/article/434296/bernie-sanders-campaign-brandi ng-matters-todays-politics.

35. Van Zoonen L. Entertaining the Citizen: When Politics and Popular Culture Converge. - Oxford : Rowman & Littlefield, 2005


Для цитирования:


Агрба Л.А. Цифровая демагогия, или Политический дискурс нового времени. Политическая лингвистика. 2019;(2):38-48. https://doi.org/10.26170/pl19-02-03

For citation:


Agrba L.A. Digital Demagoguery or Political Discourse of the New Era. Political Linguistics. 2019;(2):38-48. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl19-02-03

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)