Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Политический плакат как поликодовый текст

https://doi.org/10.26170/pl19-02-11

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей взаимодействия знаков, принадлежащих к разным семиотическим системам, в формате британских и американских политических плакатов. Плакат рассматривается как текст особого рода, который воспринимается через зрительный канал коммуникации и в котором совмещаются вербальный, графический, иконический и цветовой коды. Являясь средством визуальной политической коммуникации, плакат приобретает особую значимость в электоральном контексте. С точки зрения структурной организации политические плакаты разделяются на три группы: имеющие только вербальную составляющую, объединяющие изображение и вербальный компонент и содержащие только изображение. Анализ взаимодействия семиотически разнородных компонентов, выявленных в британских и американских политических плакатах, позволяет утверждать, что смысловой доминантой текста может выступать каждый код в отдельности, однако чаще всего трансляция политически значимой информации происходит при тесном взаимодействии вербального и невербальных элементов текста. Лаконичность плаката предполагает использование коммуникативных стратегий, направленных на усиление его выразительности, что позволяет привлечь внимание и вызвать эмоциональный отклик у адресата. Средствами усиления экспрессивности плаката служат метафора, языковая игра, аллитерация, рифма и использование как вербальных, так и невербальных интертекстуальных элементов.

Об авторе

С. Ю. Павлина
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
Россия


Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). - М. : Academia, 2003.

2. Баранов А. Н., Паршин П. Б. О метаязыке описания визуализаций текста // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. 2018. Т. 17, № 3. С. 6-15.

3. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестн. СамГУ. 2008. № 4 (63). С. 19-24.

4. Вальтер Х. Политический плакат - зеркало своего времени // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3. С. 143-149.

5. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. - Екатеринбург, 2013. 194 с.

6. Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению типологии текстов// Лингвистика текста : материалы науч. конф. при МГПИИЯ им. М. Тореза. - М., 1974. Ч. 1.

7. Ирисханова О. К. Полимодальность в социокогнитивном освещении: семиотика плаката // Когнитивные исследования языка. 2012. № 11. С. 63-66.

8. Кулинич М. А., Чаплыгина Ю. С. Креолизованные тексты и их функции // Филологическая проблематика в системе высшего образования : сб. науч. тр. - Самара : СамГАПС, 2002. Вып. 1. С. 32-36.

9. Магера Т. С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов) : дис. … канд. филол. наук. - Барнаул, 2006.

10. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативные функции // Оптимизация речевого воздействия. - М. : Наука, 1990. С. 180-186.

11. Ходус Е. Ю. Политический плакат Франции как креолизованный текст // Вестн. Ставропольск. гос. ун-та. 2011. № 76 (5). С. 118-124.

12. Чернявская В. Е. Какие текстовые границы нужны лингвисту? Поликодовые и гибридные тексты // Стиль. 2008. С. 105-120.

13. Ball S. Dole Queues and Demons: British Election Posters from the Conservative Party Archive. - Oxford : Boldain Library, 2011.

14. Dumitrescu D. The importance of being present: Election posters as signals of electoral strength, evidence from France and Belgium // Party Politics. 2012. Vol. 18. P. 941-960.

15. Geise S., Vigsø O. Methodological Approaches to the Analysis of Visual Political Communication Through Election Posters // Election Posters Around the Globe / Holtz-Bacha C., Johansson B. (eds). - Springer, 2017.

16. Seidman S. Posters, propaganda & persuasion in election campaigns around the world and through history. - New York : P. Lang, 2008.


Для цитирования:


Павлина С.Ю. Политический плакат как поликодовый текст. Политическая лингвистика. 2019;(2):100-106. https://doi.org/10.26170/pl19-02-11

For citation:


Pavlina S.Y. Political Posters as Multimodal Texts. Political Linguistics. 2019;(2):100-106. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl19-02-11

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)