Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

КЛИКБЕЙТИНГ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЛОЖНОГО НАРРАТИВА В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

https://doi.org/10.26170/pl19-03-02

Полный текст:

Аннотация

Настоящая статья посвящена очень важной проблематике - кликбейтингу в СМИ, обладающему большим потенциалом в контролировании внимания читателя, дозированного управления информацией и конструирования нарративного пространства. Актуальность данного исследования обусловлена масштабным распространением в СМИ разнообразных явлений, представляющих собой ответ на вызовы современности, в частности, смещения фокуса повествования и появления новых форм представления информации. Цель работы - рассмотреть феномен кликбейтинга в связи с феноменами постправды, фейковых новостей и ложного нарратива как их материальное воплощение, как инструмент их реализации, форму существования. Кликбейтом именуют 1) новостные заголовки, апеллирующие к любопытству читателя, 2) контент, цель которого - заманить читателя на необходимую страницу, 3) контент, благодаря которому повышается трафик посещения какой-либо страницы, 4) средство продвижения контента в соцсетях. На примере кликбейт-заголовков онлайн-издания «The Guardian» показано, что в процессе создания ложного нарратива в политическом медиадискурсе кликбейт выполняет связующую, аттрактивную и направляющую функции. Такие свойства кликбейта, как сенсационность, яркость и эффективность в привлечении внимания сделали его популярным инструментом манипулирования сознанием читателей. Тем не менее в работе ставится вопрос о двойственной природе кликбейта, служащего прежде всего в качестве средства выделения материала из общего информационного потока. Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современный взгляд на исследуемую проблему не только в отечественной, но и в зарубежной лингвистике, что дает более полное представление о степени разработанности темы. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты ;СМИ; средства массовой информации; кликбейтинг; постправда; ложная информация; фейковые новости.

Об авторе

О. А. Гаврикова
Башкирский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бушев А. В. Медиаграмотность в условиях политики пост-правды // Современный дискурс-анализ. - 2018. С. 23-28.

2. Вольская Н. Н. Кликбейт как средство создания ложной информации в интернет-коммуникации [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2018. № 2. URL: http://www.medias cope.ru/2450 (дата обращения: 12.01.2019).

3. Гаврикова О. А. Функционирование кликбейтинга как инструмента информационного моделирования реальности в интернет-пространстве // Молодежь в науке: новые аргументы : сб. науч. работ 8 Междунар. молодежного конкурса (Россия, г. Липецк, 30 марта 2018 г.) / отв. ред. А. В. Горбенко. - Липецк : Научное партнерство «Аргумент», 2018. Ч. 2. С. 259-264.

4. Гарбузняк А. Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Знание. Понимание. Умение. - 2019. № 1. С. 184-192.

5. Горина Е. В. Тематическое преобразование - структурная особенность Интернета // Политическая лингвистика. 2014. № 3. С. 173-179.

6. Иванова С. В., Чанышева З. З. Технологии дискурсивного оформления слухов в политическом дискурсе массмедиа // Политическая лингвистика. 2014. № 2. С. 39-49.

7. Кириллов А. Г. Интертекстуально-гипертекстуальный характер политического нарратива // Гипертекст как объект лингвистического исследования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. С. А. Стройков. - Самара : Изд-во Самар. гос. соц.-пед. ун-та, 2010. С. 54-58.

8. Клушина Н. И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль // Русская речь. 2014. № 1. С. 66-73.

9. Корецкая О. В. Концепт post-truth как лингвистическое явление современного англоязычного медиадискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-3 (73). С. 136-138.

10. Ливингстон С. О медиации всего / в пер. А. Волковой и Ю. Черненко // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. № 2. Т. 2 С. 146-170.

11. Нигматуллина Э. Р. Эмотивы в англоязычном политическом дискурсе: роль и условия реализации // Политическая лингвистика. 2018. № 2 (68). С. 73-81.

12. Николаева А. В. Кликбейт в СМИ // Русская речь. - М. : Рос. акад. наук, 2018. С. 43-47.

13. Ориуэла Х. Л. 10 новых парадигм медиакоммуникации в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/lifehacker-ru/the-10-new-paradigms-of-communication-in-the-digital-age-rus-13476afd7cb7 (дата обращения: 13.02.2019).

14. Полонский А. В. Медийный текст и его статус в современной культуре // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования; актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом. 2 Междунар. науч.-практ. конф. и 2 Междунар. науч. сем. : сб. науч. работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. - ИД «Белгород», 2016. С. 68-74.

15. Сергеева Ю. Вся статистика Интернета на 2019 год - в мире и в России [Электронный ресурс]. URL: https:// www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 4.04.2019).

16. Синельникова Л. Н. Стратегия приближения к адресату в современном медиатексте // Науч. ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). С. 253-261.

17. Стецко Е. Fake news и феномен пост-правды: информационно-политические тренды года [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/20/fake-news-i-feno men-post-pravdy-informacionno-politicheskie-trendy-goda (дата обращения: 3.02.2019).

18. Суворова А. Ю. Роль новых медиа в контексте медиатизации политических процессов // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 1.С. 69-78.

19. Чанышева З. З. Ложный нарратив в современной политической коммуникации // Языковые единицы в свете современных научных парадигм : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. Р. А. Газизов. - 2018. С. 179-184.

20. Чанышева З. З. Методики исследования прагматики ложного нарратива // Современные направления в лингвистике и преподавании языков: проблема метода: сб. науч. ст. по материалам 3 Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. Т. 1 : Методы в лингвистике. С. 112-117.

21. Шейгал Е. И. Многоликий нарратив // Политическая лингвистика. 2007. № 22. С. 86-93.

22. Шмелева Т. В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования [Электронный ресурс] // Вестн. НовГУ. 2015. № 7 (90). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/mediatizatsiya-kak-fenomen-sovremennoy-kultury-i-obekt-issledovaniya (дата обращения: 07.10.2018).

23. Щипков А. В. Феномен лингвополитического и реальная политика // Армия и общество : науч.-инф. журн. - М. : Научно-исследовательский центр «Наука-XXI», 2014. № 6 (43). С. 18-21.

24. Bazaco A., Redondo M., Sánchez-García P. Clickbait as a strategy of viral journalism: conceptualisation and methodst // Revista Latina de Comunicación Social. 2019. № 74. P. 94-115.

25. Borger J. Trump claimed he knew about damaging Clinton emails in advance [Electronic resource]. URL: https://www. theguardian.com/us-news/2019/apr/18/trump-claimed-he-knew-about-damaging-clinton-emails-in-advance (date of access: 18.04.2019).

26. Carey S. It’s a libfix-aganza! [Electronic resource]. URL: http://www.macmillandictionaryblog.com/its-a-libfix-aganza (date of access: 15.04.2019).

27. Evans P. How our clickbait culture is changing the face of politics [Electronic resource]. URL: https://www.varsity.co.uk/ science/11747 (date of access: 10.04.2019).

28. Frampton B. Clickbait: The changing face of online journalism [Electronic resource]. URL: https://www.bbc.com/news/uk-wales-34213693 (date of access: 01.03.2019).

29. Hind S. In defence of clickbait [Electronic resource]. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2013/nov/04/in-defence-of-clickbait (date of access: 14.04.2019).

30. Kelly J. These words will change the way you think of clickbait forever [Electronic resource]. URL: https://blog.oxford dictionaries.com/2016/09/22/clickbait/ (date of access: 3.04.2019).

31. McCarthy T. Five key things to look for in the Mueller report [Electronic resource]. URL: https://www.theguardian.com/ us-news/2019/apr/17/mueller-report-trump-russia-investigation-redacted-document-information (date of access: 18.04.2019).

32. McCullough D., Medina B. 7 Tips for Finding Truth in a World of Clickbait and Propaganda [Electronic resource]. URL: https://fee.org/articles/7-tips-for-finding-truth-in-a-world-of-clickbait-and-propaganda/ (date of access: 12.04.2019).

33. McQueen M. Fishing for Truth: Politics in the Era of Clickbait Journalism [Electronic resource]. URL: http://thepolitic. org/fishing-for-truth-politics-in-the-era-of-clickbait-journalism/ (date of access: 11.03.2019).

34. Mourão R., Robertson С. Fake News as Discursive Integration: An Analysis of Sites That Publish False, Misleading, Hyperpartisan and Sensational Information, Journalism Studies [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1080/1461670X. 2019.1566871 (date of access: 09.02.2019).

35. Politics and News: The Growing Trend of Content as the New Clickbait [Electronic resource]. URL: https://zvelo.com/poli tics-news-growing-trend-content-new-clickbait/ (date of access: 17.02.2019).

36. Siddiqui S. What the Mueller report tells us about Trump, Russia and obstruction [Electronic resource]. URL: https:// www.theguardian.com/us-news/ng-interactive/2019/apr/18/muel ler-report-trump-russia-key-takeaways (date of access: 18.04.2019).

37. Teich R. Litbait: when classic literature meets clickbait culture [Electronic resource]. URL: https://blog.oxforddictionaries. com/2017/11/14/litbait-literature-clickbait/ (date of access: 11.03.2019).

38. The New York Times. How We Define Clickbait (Which We Do Our Best t to Avoid) [Electronic resource]. URL: https://www.nytimes.com/2017/07/21/reader-center/clickbait.html (date of access: 07.04.2019).

39. Walker P. What happens next with Brexit? [Electronic resource]. URL: https://www.theguardian.com/politics/2019/apr/09/ brexit-what-happens-next (date of access: 18.04.2019).

40. Zwicky A. Libfixes [Electronic resource]. URL: https:// arnoldzwicky.org/2010/01/23/libfixes/ (date of access: 5.04. 2019).


Рецензия

Для цитирования:


Гаврикова О.А. КЛИКБЕЙТИНГ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЛОЖНОГО НАРРАТИВА В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ. Политическая лингвистика. 2019;(3):22-30. https://doi.org/10.26170/pl19-03-02

For citation:


Gavrikova O.A. CLICKBAIT AS A FACTOR OF FALSE NARRATIVE CREATION IN POLITICAL MASS MEDIA DISCOURSE. Political Linguistics. 2019;(3):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl19-03-02

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)