Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ЭКСТРЕМИСТСКОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

https://doi.org/10.26170/pl19-03-15

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются вопросы мотивации и причины экстремистского поведения пользователей социальных сетей; основная тема - общение людей молодежного возраста в социальных сетях и их предпочтения в выборе средств коммуникации. В материале говорится о важности изучения данной проблемы и дифференциальном подходе к ней, так как на формирование речевых конструкций высказываний, создание невербальных сообщений, контекст и содержание влияют особенности молодежного возраста. В связи с этим обозначены основные важные социально-психологические характеристики молодежного возраста и проблемы его границ. Методология определяется предметом и направленностью исследования. Прежде всего изучалась личность в координатах медиа, поэтому исследование проводилось в рамках социально-психологических методов и приемов, а также медиаисследований (mediaresearch). Cделан первичный тренировочный мониторинг социальных сетей в рамках экспертной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, выявлены те страницы и ссылки, на которых чаще всего встречаются агрессивнo-деструктивные тексты, речевые угрозы и информация экстремистской направленности. Применен сравнительный анализ текстов, метод наблюдения, интент-анализ, использованы данные исследований из открытых источников оперативных служб по выявлению экстремизма. Основным методом при исследовании последствий воздействия на личность стал интент-анализ, использовались элементы контент-анализа медиатекстов (текст, изображение, видео, креолизованные тексты). Авторы статьи на стыке лингвистики и психологии делают попытку на основе собственных исследований предложить стратегический план работы по выявлению экстремизма и обозначить основные современные стратегии антиэкстремизма. Исследования показали: особая роль в профилактике экстремизма отводится медиаресурсам, в первую очередь СМИ.

Об авторах

А. Н. Гришанина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


М. Ю. Гришанина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Вульфович Р. М., Гимельштейн Я. Г. Управляемый город: прошлое, настоящее, будущее. - СПб., 2009.

2. Гришанина А. Н. Психология и педагогика высшей школы. - СПб., 2015.

3. Гришанина М. Ю. Культурная медиасреда: неограниченный потенциал и ограниченные возможности людей [Электронный ресурс] // СМИ в современном мире. Молодые исследователи. - СПб., 2018. С. 106-108. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1521129959_2247.pdf (дата обращения: 13.04.2019).

4. Денисенко В. Н., Чеботарева Е. Ю. Современные психолингвистические методы анализа текста. - М., 2008.

5. Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста / под ред. М. В. Горбаневского. - М., 2006.

6. Кузнецов С. А., Оленников С. М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство. - СПб., 2014.

7. Курпатов А. Информационная псевдомобильность [Электронный ресурс] // СНОБ. 2015. № 10. URL: https://snob.ru/selected/entry/99993 (дата обращения: 23.04.2019).

8. Курпатов А. Информационная псевдомобильность. - М., 2015.

9. Леонтьев А. Н. Л. С. Выготский // Советская психоневрология. 1934. № 6. С. 188-190.

10. Леонтьев А. Н., Кринчик Е. П. Переработка информации человеком в ситуации выбора // Инженерная психология. - М., 1964. С. 295-325.

11. Литвинова А. И. Общие закономерности интерпретации рисунка [Электронный ресурс]. URL: http://psylab.flybb. ru/topic622.html (дата обращения: 17.04.2019).

12. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2000.

13. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М. ; Воронеж, 1996.

14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1979.

15. Экстремизм в современном мире / под ред. А. И. Бастрыкина и др. - СПб., 2018.

16. Gurieva S. D., Tararukhina O. V., Chiker V. A., Yanicheva T. G. Features of Professional Interpersonal Relationships: An Example of Organizational Cultures in Russia and the United States // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences Ep-SBS. 2017. 12 May. Vol. 35. No 51. P. 436-444.


Для цитирования:


Гришанина А.Н., Гришанина М.Ю. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ЭКСТРЕМИСТСКОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. Политическая лингвистика. 2019;(3):120-125. https://doi.org/10.26170/pl19-03-15

For citation:


Grishanina A.N., Grishanina M.Y. QUESTIONS OF PSYCHOLINGUISTIC STUDY OF THE MOTIVES OF EXTREMIST SPEECH BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE ON SOCIAL NETWORKS. Political Linguistics. 2019;(3):120-125. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl19-03-15

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)