Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА АНАЛИЗА МЕТАФОРЫ В КАРИКАТУРАХ КАК КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ

https://doi.org/10.26170/pl19-05-10

Полный текст:

Аннотация

В данной статье предпринята попытка комплексного анализа карикатуры как креолизованного текста политической агитации, что позволяет проанализировать структуру и содержание креолизованного текста, а также прагматический потенциал политической карикатуры. В начале статьи автор рассматривает такие понятия, как «креолизованный текст», «метафора», «когнитивный сценарий». Затем автор переходит собственно к описанию методики, согласно которой первоначально устанавливается тип креолизованного текста, после чего проводится дефиниционный анализ вербальной составляющей, выявляются типы стилистических языковых средств, участвующих в метафоризации, их интерпретации и функции, устанавливаются прецедентные связи, определяется функциональный потенциал синтеза языковых и невербальных составляющих политической карикатуры. Затем производится типологизация сцен когнитивных сценариев на основании совокупности элементов плана выражения и плана содержания (формальных и семантических единиц). В качестве примера анализа по вышеуказанной методике автор приводит сцену «Агрессия» когнитивных сценариев «ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 2016 г. В США» и «ДОСРОЧНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2017 г. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ». В заключении статьи автор делает вывод об универсальности данной методики, так как ее область применения может включать многие другие виды креолизованных текстов, например рекламу, комиксы, мемы, демотиваторы. Данная методика позволяет с опорой на языковые и концептуальные особенности креолизованных текстов построить единую когнитивно-семантическую модель, отражающую отношения элементов креолизованного текста, выявить и проанализировать прагматический потенциал вербального и невербального компонента, определить наиболее частотные единицы языкового и иконического плана, которые несут на себе значительную функциональную нагрузку.

Об авторах

А. В. Петрова
Уральский государственный экономический университет
Россия


М. В. Петров
Частное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа „Творчество“»
Россия


Список литературы

1. https://www.cartoonmovement.com/cartoon (дата обращения: 15.07.2019).

2. http://www.politicalcartoonsdonaldtrump.com (дата обращения: 23.07.2019).

3. https://www.townhall.com/political-cartoons (дата обращения: 22.07.2019).

4. https://www.usnews.com/cartoons (дата обращения: 14.07.2019).

5. Агеев С. В. Метафора как фактор прагматики речевого общения : автореф. дис. … канд. филол. наук. - Спб., 2002.

6. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. - М. : Academia, 2003. 128 с.

7. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. - М. : Флинта : Наука, 2011. 134 с.

8. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика : курс лекций по англ. филологии. - Тамбов : ТГУ, 2001. 123 с.

9. Елина Е. А. Семиотика рекламы. - М. : Дашков и Ко, 2009. 136 с.

10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-изд. - СПб., 2008. 783 с.

11. Плотникова А. М. Когнитивные сценарии глаголов поведения. - Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. С. 383-386.

12. Пойманова О. В. Семантическое пространство видеовербального текста : автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1997.

13. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М. : Наука, 1990. С. 180-186.

14. Шустрова Е. В. Методики анализа графических метафор // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 77.

15. Эко У. Отсутствующая структура. - СПб. : Петрополис, 1998. 210 с.

16. Lakoff G. The cognitive model of anger inherent in American English // Cultural models in language and thought. - Cambridge, 1987. P. 69-93.

17. Lemke J. L. Travels in hypermodality. Visual Communication. 2002. 1 (3). P. 299-325.

18. O’Halloran K. L., Tan S., Smith B. A., Podlasov A. Challenges in designing digital interfaces for the study of multimodal phenomena // Information Design Journ. 2010. No 18 (1). P. 2-12.

19. Unsworth L. Multimodal semiotics: Functional analysis in contexts of education. - London ; New York : Continuum, 2008. 397 p.

20. https://www.cartoonmovement.com/cartoon (date of access: 15.07.2019).

21. http://www.politicalcartoonsdonaldtrump.com (date of access: 23.07.2019).

22. https://www.townhall.com/political-cartoons (date of access: 22.07.2019).

23. https://www.usnews.com/cartoons (date of access: 14.07.2019).

24. Ageev S. V. Metaphor as a Factor in the Pragmatics of Verbal Communication : synopsis of thesis.. of Cand. of Philol. Sciences. - St. Petersburg, 2002. [Metafora kak faktor pragmatiki rechevogo obshcheniya : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - Spb., 2002]. - (In Rus.)

25. Anisimova E. E. Linguistics of the Text and Intercultural Communication (based on creolized texts) : teaching aid for students of departments of foreign lang. in universities. - Moscow : Academia, 2003. 128 p. [Lingvistika teksta i mezhkul'turnaya kommunikatsiya (na materiale kreolizovannykh tekstov) : ucheb. posobie dlya stud. fak. inostr. yaz. vuzov. - M. : Academia, 2003. 128 s.]. - (In Rus.)

26. Baranov A. N. Linguistic Examination of the Text: Theory and Practice. - Moscow : Flinta : Science, 2011. 134 p. [Lingvisticheskaya ekspertiza teksta: teoriya i praktika. - M. : Flinta : Nauka, 2011. 134 s.]. - (In Rus.)

27. Boldyrev N. N. Cognitive Semantics: a Course of Lectures in English Philology. - Tambov : TSU, 2001. 123 p. [Kognitivnaya semantika : kurs lektsiy po angl. filologii. - Tambov : TGU, 2001. 123 s.]. - (In Rus.)

28. Elina E. A. Semiotics of Advertising. - Moscow : Dashkov and Co., 2009. 136 p. [Semiotika reklamy. - M. : Dashkov i Ko, 2009. 136 s.]. - (In Rus.)

29. Il'in E. P. Emotions and Feelings. 2nd ed. - St. Petersburg, 2008. 783 p. [Emotsii i chuvstva. 2-izd. - SPb., 2008. 783 s.]. - (In Rus.)

30. Plotnikova A. M. Cognitive Scripts of Verbs of Behavior. - Tambov : TSU named after G. R. Derzhavin, 2005. P. 383-386. [Kognitivnye stsenarii glagolov povedeniya. - Tambov : TGU im. G. R. Derzhavina, 2005. S. 383-386]. - (In Rus.)

31. Poymanova O. V. Semantic Space of Video Verbal Text : synopsis of thesis.. of cand. of Philol. Sciences. - Moscow, 1997. [Semanticheskoe prostranstvo videoverbal'nogo teksta : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - M., 1997]. - (In Rus.)

32. Sorokin Yu. A., Tarasov E. F. Creolized Texts and Their Communicative Function // Optimization of Speech Exposure. - Moscow : Nauka, 1990. P. 180-186. [Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya // Optimizatsiya rechevogo vozdeystviya. - M. : Nauka, 1990. S. 180-186]. - (In Rus.)

33. Shustrova E. V. Methods for the Analysis of Graphic Metaphors // Pedagogical Education in Russia. 2014. No. 6. P. 77. [Metodiki analiza graficheskikh metafor // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 6. S. 77]. - (In Rus.)

34. Eko U. Missing Structure. - St. Petersburg : Petropolis, 1998. 210 p. [Otsutstvuyushchaya struktura. - SPb. : Petropolis, 1998. 210 s.]. - (In Rus.)

35. Lakoff G. The cognitive model of anger inherent in American English // Cultural models in language and thought. - Cambridge, 1987. P. 69-93.

36. Lemke J. L. Travels in hypermodality. Visual Communication. 2002. 1 (3). P. 299-325.

37. O’Halloran K. L., Tan S., Smith B. A., Podlasov A. Challenges in designing digital interfaces for the study of multimodal phenomena // Information Design Journ. 2010. No 18 (1). P. 2-12.

38. Unsworth L. Multimodal semiotics: Functional analysis in contexts of education. - London ; New York : Continuum, 2008. 397 p.


Рецензия

Для цитирования:


Петрова А.В., Петров М.В. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА АНАЛИЗА МЕТАФОРЫ В КАРИКАТУРАХ КАК КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ. Политическая лингвистика. 2019;(5):97-104. https://doi.org/10.26170/pl19-05-10

For citation:


Petrova A.V., Petrov M.V. A COMPLEX METHOD OF ANALYSIS OF METAPHORS IN CARTOON AS A CREOLIZED TEXT OF POLITICAL PROPAGANDA. Political Linguistics. 2019;(5):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl19-05-10

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)