Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖАНРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ)

https://doi.org/10.26170/pl19-06-03

Полный текст:

Аннотация

На материале ряда публикаций, взятых из популярной прессы, автор демонстрирует методику анализа аксиологической составляющей жанра политического портрета. Данная методика включает четыре компонента, предполагающих индивидуально-авторское осмысление фигуры политика: а) по линии жанровых разновидностей ее воплощения; б) по списку ценностей/антиценностей, коррелирующих с фигурой политика; в) по линии позитивной/негативной оценки фигуры политика; г) по специфике текстового воплощения ценностей, соотносимых с точкой зрения автора, транслируемой адресату популярных СМИ. Индивидуально-авторское осмысление фигуры Н. С. Хрущева по приведенной методике свидетельствует, во-первых, о том, что субстратом для репрезентации аксиологической составляющей служат жанровые модификации политического портрета как инварианта. Это портретный очерк, интервью, общеполитическая статья, мнение, рецензия. Во-вторых, в текстах популярных газетных изданий представлен как корпус ценностей, соотносимых с фигурой Н. С. Хрущева, так и корпус антиценностей. В-третьих, оценка фигуры политика варьируется по шкале: позитивная - негативная - смешанная (позитивно-негативная). Уровень речевой агрессии, проявляемой авторами публикаций, чаще всего промежуточный - между сильной и сверхсильной. В-четвертых, ведущими идиостилевыми особенностями портретов Н. С. Хрущева можно считать: а) их внутреннюю полемичность; б) высокую степень информативности и экспрессивности текста; в) наличие суждений-мнений, бездоказательных утверждений. Автор полагает, что применительно к жанру политического портрета нельзя говорить о едином аксиологическом модусе СМИ. Портреты политиков в настоящее время способствуют не консолидации, а дифференциации общества, членам которого транслируются точки зрения на политика в соответствии с разными аксиологическими модусами. Медиа побуждают общество соотносить фигуры политиков с различным репертуаром ценностей и антиценностей, медиа дифференцируют и оценку политической деятельности. В целом аксиологическая субсфера, коррелирующая с политическим портретом как жанровой составляющей медиатопика «Политика», субъективна, личностна, релятивна, в ней обязательно присутствует морально-этический компонент, а ее текстовые проявления обусловлены группой экстрадискурсивных и экстралингвистических факторов.

Об авторе

Н. Б. Руженцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Андреева И. В. Иерархия ценностей китайских и российских студентов // Ценности в лингвокультурном аспекте: языковое сознание, коммуникация, текст. - Тяньцзинь : Тяньцзиньск. ун-т иностр. языков, 2017. С. 132-146.

2. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. - М. : РИП-холдинг, 2004. - 274 с.

3. Гончарова Л. М. Формирование ценностей в общественном сознании посредством политической речи // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике. - Тяньцзинь : Тяньцзиньск. ун-т иностр. языков, 2019. С. 185-190.

4. Горбачева Е. Н. Вербальная репрезентация ценностей в дипломатическом дискурсе (на материале официальных заявлений МИД РФ) // Ценности в лингвокультурном аспекте: языковое сознание, коммуникация, текст. - Тяньцзинь : Тяньцзиньск. ун-т иностр. языков, 2017. С. 238-244.

5. Желтухина М. Р. Медийно-аксиологические особенности британского брексита // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и в коммуникативной практике. - Тяньцзинь : Тяньцзиньск. ун-т иностр. языков, 2010. С. 246-252.

6. Карасик В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике. - Тяньцзинь : Тяньцзиньск. ун-т иностр. языков, 2019. С. 3-11.

7. Клушина Н. Н. Аксиологический аспект медиастилистики // Аксиологические аспекты современных филологических исследований / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. С. 27-29.

8. Коньков В. И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2007. С. 56-63.

9. Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. - Свердловск : УрГУ, 1997. 64 с.

10. Петелина Ю. Н. Медийный портрет Терезы Мей и его лексико-семантические особенности // Ценности в лингвокультурном аспекте: языковое сознание, коммуникация, текст. - Тяньцзинь : Тяньцзиньск. ун-т иностр. языков, 2019. С. 307-315.

11. Платонова О. В., Виноградов С. И. Прагматика и риторика дискурса в периодической печати. Сфера субъекта и выражение оценки // Культура русской речи. - М. : Норма-Инфра, 1998. С. 253-264.

12. Рацибурская Л. В. Лингвокультурная специфика новообразований в современных российских СМИ // Лингвокультурные ценности в языковом сосзнании и коммуникативной практике. - Тяньцзинь : Тяньцзиньск. ун-т иностр. языков, 2019. С. 240-252.

13. Седова Н. А. Речевой жанр «портрет человека»: коммуникативно-прагматическая интерпретация // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 4. С. 94-98.

14. Сковородников А. П. О сверхсильной речевой агрессии и ее модальном антиподе // Политическая лингвистика. 2019. № 3 (75). С. 12-21.

15. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 360 с.


Рецензия

Для цитирования:


Руженцева Н.Б. ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖАНРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ). Политическая лингвистика. 2019;(6):29-36. https://doi.org/10.26170/pl19-06-03

For citation:


Ruzhentseva N.B. INDIVIDUAL AUTHORED INTERPRETATION OF VALUES IN THE GENRE OF POLITICAL PORTRAIT (ON THE MATERIAL OF PRINT MEDIA). Political Linguistics. 2019;(6):29-36. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl19-06-03

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)