Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ПАМЯТЬ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И РАБОТА С ПРОШЛЫМ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

https://doi.org/10.26170/pl19-06-16

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются произведения современной детской литературы, посвященные травматическим событиям отечественной истории. В «Полынной елке» О. Колпаковой, «Сахарном ребенке» О. Громовой, «Следах» Е. Басовой разными способами актуализируется феномен «памяти второго поколения» - памяти об унаследованном, но не пережитом опыте, памяти, которая реконструирует и передает травматические переживания прошлых поколений. Книги О. Громовой и О. Колпаковой - гибридные художественно-документальные тексты, в которых опыт старшего поколения воссоздается в нарративе героя-ребенка. Эмоциональный рассказ ребенка в этих произведениях обрамлен документальными свидетельствами и/или комментариями, вводящими фигуру рефлексирующего взрослого, который включает детский нарратив в исторический контекст, объясняет значимость прошлого для понимания собственного настоящего - и таким образом намечает возможность межпоколенческого диалога. © Багдасарян О. Ю., 2019 Книга Е. Басовой - чисто художественное повествование, тематизирующее сам процесс передачи памяти о прошлом и описывающее механизмы этой передачи. Если книги Громовой и Колпаковой актуализируют ситуацию разговора о прошлом (что и позволяет транслировать и анализировать травматический опыт), то повесть «Следы» свидетельствует, скорее, о невозможности говорения о таком опыте, повествование Басовой фиксирует разрыв между воспоминаниями первого поколения и его желанием/способностью рассказать об этом прошлом. Центральной для повести оказывается метафора «немовля» - младенца, который «ни слова сказать не может». Метафора отсылает не только к сюжетным событиям, но и описывает ситуацию молчания взрослых, страшный опыт которых не может быть выражен в слове. Работа с семейной памятью является в повести уделом и ответственностью ребенка: именно ему предстоит увидеть и понять, что прошлое не может быть восстановлено, и в то же время уловить и осмыслить призрачные следы этого прошлого.

Об авторе

О. Ю. Багдасарян
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Басова Е. Следы. - СПб. ; М. : Речь, 2017. 176 с.

2. Громова О. Сахарный ребенок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. Люди. События. Факты. - М. : КомпасГид, 2018. 216 с.

3. Колпакова О. Полынная елка. - М. : КомпасГид, 2018. 88 с.

4. Лозинская А. «Стыд, подозрение и ностальгия» : интервью с Эрнстом ван Альфеном / А. Лозинская - Текст : электронный. 2015. 6 нояб. URL: https://urokiistorii.ru/article/52921 (дата обращения: 12.08.2019).

5. Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция-память / пер. с фр. Д. Хапаевой ; науч. конc. пер. Н. Копосов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 328 с.

6. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс. - Текст : электронный // Неприкосновенный запас. № 2-3 (40-41). URL: https://magazines.gorky.media/ nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (дата обращения: 12.08.2019).

7. Хирш М. Что такое постпамять / М. Хирш ; пер. К. Харланова. URL: https://urokiistorii.ru/article/53287 (дата обращения: 12.08.2019). - Текст : электронный.

8. Холостова Т. Время и литература // Девочка перед дверью / М. Козырева. - Ленинград : Детская литература, 1990. С. 1-13.

9. Hirsch M. The Generation of Postmemory // Poetics Today. 2008. No 29:1. P. 103-128.

10. Ulanowicz A. Second-Generation Memory and Contemporary Children’s Literature: Ghost Images. - New York ; London : Routledge, 2013. 262 p.


Рецензия

Для цитирования:


Багдасарян О.Ю. ПАМЯТЬ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И РАБОТА С ПРОШЛЫМ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Политическая лингвистика. 2019;(6):132-138. https://doi.org/10.26170/pl19-06-16

For citation:


Bagdasaryan O.Y. SECOND GENERATION MEMORY AND EXPERIMENTS WITH THE PAST IN MODERN CHILDREN'S LITERATURE. Political Linguistics. 2019;(6):132-138. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl19-06-16

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)