Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ЭПИДЕМИЯ В ЗЕРКАЛЕ МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА: ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПОЗИЦИИ

https://doi.org/10.26170/pl20-02-02

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается отражение мировой эпидемии в медийном дискурсе. Информацию в интернете о коронавирусе можно разбить на следующие группы сведений: 1) определение заболевания, его история и характеристики; 2) деятельность властей по борьбе с эпидемией; 3) прогнозы специалистов по развитию заболевания; 4) комментарии пользователей интернета об этом вирусе. Установлено несколько основных видов реакций на апокалиптическую угрозу нынешнего дня: 1) распространение информации о положении дел, 2) эмоциональный отклик на новости, 3) попытки найти рациональные или иррациональные объяснения случившемуся, 4) советы и рекомендации, 5) сведение информации к комическому абсурду и 6) откровенный троллинг интернет-сообщества ради сомнительного самоутверждения. Реакция активной части публики на информацию о коронавирусе в значительной степени эмоциональна, объяснения происходящего носят как рациональный, так и мистический характер, обвинения в адрес власти сводятся к обличению ее некомпетентности и политически маркированы, в публичном анонимном дискурсе высока доля сарказма и черного юмора. Исследование демонстрирует, что сетевой дискурс и блоги стали существенным компонентом медийной коммуникации, изменилось понимание достоверности распространяемых сведений в сфере массовой информации: если раньше напечатанные в газете или озвученные по радио или телевидению сведения многими воспринимались как достоверные, то в эпоху постмодерна фейки и факты заняли почти равные позиции в потоке новостей.

Об авторе

В. И. Карасик
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
Россия


Список литературы

1. Бородина, С. Н. Прагматический механизм реализации слухов в современном английском, французском и русском медиадискурсе : автореф. дис. … канд. филол. наук / Бородина С. Н. - Москва, 2016. - 28 с. - Текст : непосредственный.

2. Брагина, Н. Г. Имплицитная информация и стереотипы дискурса / Н. Г. Брагина. - Текст : непосредственный // Имплицитность в языке и речи / отв. ред. Е. Г. Борисова, Ю. С. Мартемьянов. - Москва : Языки русской культуры, 1999. - С. 43-57.

3. Буряковская, В. А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков) : моногр. / В. А. Буряковская. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014. - 228 с. - Текст : непосредственный.

4. Гермашева, Т. М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: лингвокогнитивный аспект : автореф. дис. … канд. филол. наук / Гермашева Т. М. - Нальчик, 2011. - 21 с. - Текст : непосредственный.

5. Горошко, Е. И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры / Е. И. Горошко. - Текст : непосредственный // Интернет-коммуникация как новая речевая формация : коллектив. моногр. / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. - Москва : Флинта : Наука, 2012. - С. 9-52.

6. Горшкова, Е. И. Блог как вид интернет-коммуникации : автореф. дис. … канд. филол. наук / Горшкова Е. И. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с. - Текст : непосредственный.

7. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Добросклонская. - Москва : Флинта : Наука, 2008. - 264 с. - Текст : непосредственный.

8. Ефанов, А. А. Социально-психологические последствия медиавоздействия : моногр. / А. А. Ефанов. - Оренбург : ИПК ОГУ, 2018. - 219 с. - Текст : непосредственный.

9. Желтухина, М. Р. Воздействие медиадискурса на адресата : учеб. пособие / М. Р. Желтухина. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014. - 91 с. - Текст : непосредственный.

10. Запрягаева, М. Я. Способы создания пейоративной оценки в языке «вражды» (на материале новой лексики массмедиа) / М. Я. Запрягаева, А. М. Шишлянникова // Медиалингвистика. Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа : сб. статей / под ред. Л. Р. Дускаевой ; отв. ред. Н. С. Цветова. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. - С. 219-223.

11. Кожемякин, Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е. А. Кожемякина. - Текст : непосредственный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 2 (73). - Вып. 11. - С. 13-21.

12. Коньков, В. И. Бульварная пресса как тип речевого поведения / В. И. Коньков. - Текст : непосредственный // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса) : сб. науч. тр. / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. - Санкт-Петербург : Бриг-Экспо, 1997. - С. 38-44.

13. Корконосенко, С. Г. Журналистика сетевых СМИ: смена исследовательских парадигм или продолжение традиций? / С. Г. Корконосенко. - Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного педагогического университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2012. - № 2 (43). - С. 234-239.

14. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. - Москва : Педагогика-Пресс, 1994. - 248 с. - Текст : непосредственный.

15. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса / О. В. Лутовинова. - Волгоград : Перемена, 2009. - 477 с. - Текст : непосредственный.

16. Потсар, А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации / А. Н. Потсар. - Текст : непосредственный // Русская речь в средствах массовой информации: стилистический аспект / под ред. В. И. Конькова. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - С. 254-261.

17. Пром, Н. А. Объективность-субъективность: амбивалентность концепта «медиафакт» / Н. А. Пром. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 10 (133). - С. 89-95.

18. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурный концепт «страшное» в смеховой картине мира / Г. Г. Слышкин. - Текст : непосредственный // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. - Москва : Изд-во «Индрик», 2007. - С. 454-464.

19. Тошович, Б. Интернет-стилистика : моногр. / Б. Тошович. - Москва : Флинта : Наука, 2015. - 238 с. - Текст : непосредственный.

20. Фролова, О. Е. О манипулятивных приемах в СМИ / О. Е. Фролова. - Текст : непосредственный // Учимся говорить по-русски. Речь электронных СМИ в контексте медиастилистики : коллектив. моногр. / под ред. Е. Л. Вартановой. - Москва : Фак. журн. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. - С. 139-150.

21. Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России : моногр. / Т. В. Чернышова. - Изд. 3-е, перераб. - Москва : Изд-во ЛКИ (УРСС), 2009. - 296 с. - Текст : непосредственный.

22. Чудинов, А. П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации / А. П. Чудинов. - Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. - 2012. - № 2 (40). - С. 53-59.


Для цитирования:


Карасик В.И. ЭПИДЕМИЯ В ЗЕРКАЛЕ МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА: ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПОЗИЦИИ. Политическая лингвистика. 2020;(2):25-34. https://doi.org/10.26170/pl20-02-02

For citation:


Karasik V.I. EPIDEMIC IN THE MIRROR OF MEDIA DISCOURSE: FACTS, EVALUATIONS, POSITIONS. Political Linguistics. 2020;(2):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl20-02-02

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)