Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

МЕТАЯЗЫКОВОЙ МЕМ: ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

https://doi.org/10.26170/pl20-02-14

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается специфика игровых мемов как проявление смеховой субкультуры интернет-коммуникации, предметом которой становится апелляция к метаязыку лингвистики. Мем - мнемическая единица передачи культурно значимой информации о каком-либо объекте (в том числе метаязыке лингвистики) в комической форме, которая чаще всего имеет креолизованный характер. Первая (вербальная) часть - короткий словесный комментарий ко второй (невербальной) части, представленной фотографией, рисунком, схемой, символом и т. п. Моделирование и дешифровка метаязыковых игрем апеллируют, с одной стороны, к рефлексии над языковыми фактами в свете их собственно лингвистической квалификации, с другой стороны, к метакомментарию, преднамеренно (парадоксально) вписывающему прототип в иную систему координат (проблематики, актуальной для пользователей Сети). Анализируются результаты психолингвистического эксперимента по порождению и восприятию метаязыковых игрем. В качестве экспериментальных процедур были использованы адаптированные к целям исследования психолингвистические методики: завершение / дополнение текста и заполнение текстовых лакун; объяснительный комментарий (толкование) и продуцирование метаязыковых мемов по предложенному образцу (диагностический ресурс, позволяющий оценить лингвокреативные способности респондентов к декодированию и порождению метаязыковых игрем). Экспериментальным материалом послужили метаязыковые мемы, стихи и высказывания популярной в Сети группы «Филологическая дева». Интернет-пользователи разнородны и по своему образовательному, и по возрастному, и по социальному статусу, что может влиять на уровень их собственно лингвистической компетенции и способности к порождению и декодированию метаязыковых игрем.

Об авторах

Т. А. Гридина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. С. Талашманов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алимова, Г. В. Проблема креативности языковой личности / Г. В. Алимова. - Текст : непосредственный // Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика. - Кемерово ; Барнаул, 2008. - С. 169-174.

2. Голев, Н. Д. Обыденное метаязыковое сознание как онтологический и гносеологический феномен (к поискам «лингвогносеологем») / Н. Д. Голев. - Текст : непосредственный // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. - Кемерово ; Барнаул, 2009. - Ч. 1. - С. 7-40.

3. Гридина, Т. А. Экспериментальный ресурс диагностики и тренинга вербальной креативности / Т. А. Гридина. - Текст : непосредственный // Филологический класс. - 2014. - № 2 (36). - С. 30-35.

4. Гридина, Т. А. Психологическая реальность значения и ассоциативная стратегия языковой игры / Т. А. Гридина. - Текст : непосредственный // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2006. - № 4. - С. 11-24.

5. Гридина, Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество : моногр. / Т. А. Гридина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1996. - Текст : непосредственный.

6. Гридина, Т. А. Речежанровый потенциал языковой игры в художественной литературе для детей / Т. А. Гридина. - Текст : непосредственный // Филологический класс. - 2020. - № 1 (59). - С. 73-85.

7. Гридина, Т. А. Ассоциативные проекции слова в игровом медиатексте / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. - Текст : непосредственный // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2019. - № 17. - С. 73-93.

8. Гридина, Т. А. Проективная активность личности в речевой деятельности / Т. А. Гридина, А. Э. Пятинин. - Текст : непосредственный // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2003. - № 1. - С. 5-14.

9. Гридина, Т. А. Языковая игра в современной интернет-коммуникации: метаязыковой аспект / Т. А. Гридина, С. С. Талашманов. - DOI 10.26170/pl19-03-03. - Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. - 2019. - № 3 (75). - С. 31-37.

10. Коновалова, Н. И. Традиционная народная культура в зеркале языка / Н. И. Коновалова. - Текст : непосредственный // Филологический класс. - 2012. - № 3 (29). - С. 5-11.

11. Милославский, И. Г. Сознательный выбор языковых единиц в процессе продуктивной речевой деятельности на русском языке / И. Г. Милославский. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2010. - № 2. - С. 24-30.

12. Мечковская, Н. Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век Интернета / Н. Б. Мечковская. - Текст : непосредственный // Русский язык в научном освещении. - 2006. - № 2. - С. 165-185.

13. Ремчукова, Е. Н. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта / Е. Н. Ремчукова. - Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2013. - № 2. - С. 83-89.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург, 1999. - Текст : непосредственный.

15. Топорков, А. Л. Эротика в русском фольклоре / А. Л. Топорков. - Текст : непосредственный // Русский эротический фольклор. Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. - Москва, 1995.

16. Шмелёва, Т. В. Языковая рефлексия / Т. В. Шмелёва. - Текст : непосредственный // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. - 1999. - Вып. 1 (8). - С. 108-110.

17. Шумарина, М. Р. Грамматика в обыденном метаязыковом сознании / М. Р. Шумарина. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2009. - № 10. - С. 69-73.

18. Филологическая дева // ВКонтакте. - URL: https://vk. com/ph_maiden. - Текст. Изображение : электронные.

19. Фразеологический словарь / под ред. А. И. Молоткова. - Москва, 1986. - Текст : непосредственный.


Для цитирования:


Гридина Т.А., Талашманов С.С. МЕТАЯЗЫКОВОЙ МЕМ: ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ. Политическая лингвистика. 2020;(2):134-143. https://doi.org/10.26170/pl20-02-14

For citation:


Gridina T.A., Talashmanov S.S. THE METALINGUISTIC MEME: LINGUOCREATIVE MECHANISMS OF GENERATION AND PERCEPTION. Political Linguistics. 2020;(2):134-143. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl20-02-14

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)