Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

«Медийная культура»: pro et contra (с позиции отечественных и зарубежных исследователей)

Полный текст:

Аннотация

В фокусе внимания автора находится рассмотрение разных подходов к определению понятия «медийная культура», а также социальной и культурной значимости соответствующего феномена с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей. Актуальность работы обусловлена тем, что современные средства массовой коммуникации во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, массмедиа оказывают влияние на весь строй его мышления, его поведение, на стиль мировосприятия и тип культуры сегодняшнего дня. Согласно концепции Н. Лумана о реальности, конструируемой средствами массовой информации, общество передоверяет важнейшие функции самонаблюдения системе массмедиа, и эта система сама выбирает предмет своего внимания, определяя информационную ценность конкретных тем. Массмедиа выступают отнюдь не как посредники, передающие информацию, - они конструируют собственную реальность, в которой господствует самореференция. Особое внимание в статье уделяется необходимости приобретения медийной компетентности, основанной на медиаобразовании, на примере деятельности учебно-научного Центра филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова «Язык средств массовой информации». В рамках деятельности этого Центра заложены основы комплексного междисциплинарного исследования языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста, причем эта научная работа интегрирована в учебный процесс.

Об авторе

М. Н. Володина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
Россия


Список литературы

1. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

2. Володина М. Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / отв. ред. М. Н. Володина. - М., 2003. С. 9-31.

3. Ерёмина Д. А. Особенности немецкого радиоформата «инфотейнмент» в рамках публицистического стиля (на материале общественно-правовых и частных радиостанций Германии). : дис. … канд. филол. наук. - М., 2014.

4. Клушина Н. И. Интенциональная конфигурация медийного пространства // Политическая лингвистика. 2013. № 2 (44). С. 40-45.

5. Клушина Н. И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль // Русская речь. 2014. № 1. С. 67-71.

6. Кнабе Г. С. Двуединство культуры // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. - М., 1993.

7. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. - М., 2000.

8. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992.

9. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. - М., 1996.

10. Лоуч Кэн. Календарь. 17 июня 2016 г. - М. (ВГТРК «Культура»).

11. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М., 2012.

12. Миронов В. В. Средство массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык средств массовой информации / под ред. М. Н. Володиной. - М., 2008. C. 285-315.

13. Цветова Н. С. Дискурс искусства в современной российской журналистике // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2012. № 1. С. 1-6.

14. Bacher G. Zwischen Zwangsbeglückung und Schwachsinn // Rundfunk-Kultur und Kultur-Rundfunk / Hömberg W. (Hrsg.). - Münster, 2000. S. 13-23.

15. Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit // Gesammelte Schriften / W. Benjamin ; Hg. v. R. Tiedemann, H. Schwappenhaußer. - Frankfurt/M., 1972. Bd. 1, 2.

16. Brecht B. Der Dreigroschenprozess. Ein soziologisches Experiment // Gesammelte Werke : in 20 Bänden / B. Brecht. - Frankfurt/M., 1967. Bd. 18. S. 156.

17. Faulstich W. Vorbemerkungen // Grundwissen Medien / Werner Faulstich (Hrsg.). - München, 1994.

18. Heller H-B. Philologie und Medienwissenschaft: Mesalliance, Vernunftehe oder mehr = Хеллер Х-Б. Филология и наука о средствах массовой информации: мезальянс, брак по расчету или нечто большее? / пер. М. Н. Володиной // Вестн. Москов. ун-а. Серия 9, Филология. 1996. № 6. С. 109-117.

19. Luhmann N. Die Realität der Massenmedien. 2., erweiterte Auflage. - Opladen, 1996.

20. Valery P. Pieces sur l'art. - Цит. по: Benjamin W. Op. сit.

21. Werner Kallmeyer // Perspektiven auf Mediensprache und Medienkommunikation / Maja N. Volodina (Hg.). IDS - amades - Mannheim, 2005.

22. Volodina Maja N. (Hrsg.) Mediensprache und Medienkommunikation im interdisziplinaren und interkulturellen Vergleich / Institut fur Deutsche Sprache. - Mannheim, 2013.


Для цитирования:


Володина М.Н. «Медийная культура»: pro et contra (с позиции отечественных и зарубежных исследователей). Политическая лингвистика. 2018;(1):10-18.

For citation:


Volodina M.N. «MEDia-CULTURE»: PRO ET CONTRA (from the perspective of domestic and foreign researchers). Political Linguistics. 2018;(1):10-18. (In Russ.)

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)