Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

КОМБИНИРОВАННАЯ МОНОСИСТЕМНАЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЦИСТИКИ ВСЕВОЛОДА ОВЧИННИКОВА

Полный текст:

Аннотация

Работа посвящена такому многогранному междисциплинарному феномену, как персонализация. Специальное внимание уделено политическому контексту персонализации. Принято выделять непосредственную персонализацию (такая персонализация, которую раскрывают указания на «персону», например, система наименований лица), опосредованную (лицо характеризуется через иные именования: номинации проблем, событий, животных; в анализируемом медиатексте - через общие философские, социальные, духовные, этические проблемы) и комбинированную, сочетающую оба основных типа. На примере анализа медиатекста В. Овчинникова (публицистический цикл «Ветка сакуры») автор исследования выявляет комбинированный моносистемный характер персонализации. Исследование позволяет сделать вывод о многоаспектности персонализации в медийном творчестве В. Овчинникова, которая проявляется в единстве бытия человека с природой, в ее деятельностном, созидательном и потребительском подходах. Выделяется шесть компонентов рассмотрения персонализации: знаниевый, профессиональный, эмоциональный, волевой, креативный и патриотический. Текстообразующим для исследуемого текста является представление амбивалентности; формулируется предлагаемое В. Овчинниковым «рабочее определение» японской натуры: японская натура в принципе двойственна, и это проявляется разносторонне и специфически. В некоторых контекстах двойственность реализуется как трезвая самооценка субъектом ограниченности его понимания. С помощью публицистического типа познания, с опорой на персонализацию в журналистском тексте читатель начинает проникать в сознание народа, особенности его искусства, архитектуры, живописи, его эстетики. Обстоятельность, глубина познаний В. Овчинникова о Японии как предпосылка успеха его работы проявляются в публицистическом начале его книги, в живой реакции на актуальные события.

Об авторе

М. М. Гукасова
Кубанский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Алимурадов О. А. Функциональная природа лексического значения // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2004. № 4. С. 77-82.

2. Алимурадов О. А., Бруданина А. В. Опыт моделирования динамики формирования и вербализации концепта: теоретико-методологические подходы и практические приложения (на материале концепта PARTING, вербализуемого средствами английского языка) // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2009. № 3. С. 105-110.

3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : РАН : Норинт, 2014. 1456 с.

4. Волокитин Д. Ю. Замысел журналистского материала: идея, медиапотенциал, информационный повод, формулирование // Уч. зап. Крым. федер. ун-та им. В. И. Вернадского. Филологические науки. 2016. Т. 2 (68). № 4. С. 3-11.

5. Голубкова А. А. Амбивалентное очарование модерна // Новый мир. 2016. № 11. С. 170-181.

6. Гукасова М. М. Персонализация в социокультурном медиапространстве: от философских истоков до возможностей СМИ. - Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publ., 2016. 207 с.

7. Гукасова М. М. К вопросу о видах персонализации как способа медийного представления общественно-политических проблем // Вестн. Пятигор. гос. ун-та. 2018. № 1. С. 137-139.

8. Диброва Е. И. Амбивалентность как текстообразующая категория // Текст. Структура и семантика. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2004. С. 6-26.

9. Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации. - М. : КДУ, 2015. 116 с.

10. Докучаева И. Сравнительный анализ образа Японии в творчестве В. В. Овчинникова и В. Я. Цветова (на примере произведений «Ветка сакуры» и «Пятнадцатый камень Реандзи») // Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). Вып. 16. С. 137-140.

11. Егорова Э. В. Лексическая реализация политических стереотипов в медиапространстве : автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 2016. 26 с.

12. Ждан А. Н. Методологические уроки С. Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 75-76.

13. Ильин А. И. Путь духовного обновления // Собр. соч. Т. 1. С. 171-176.

14. Коханова Л. А., Речицкий Л. А. Четвертый сегмент СМИ: реальность или вымысел? // Журналист. Социальные коммуникации. 2016. № 1-2. С. 63-76.

15. Мальцева Р. И. Несколько замечаний о природе популярной прессы // Коммуникационные системы и текстовые структуры. - Краснодар : КубГУ, 2008. С. 139-149.

16. Ободникова И. А. Педагогические подходы к определению креативности // Вестн. Брян. гос. ун-та. 2013. № 1. С. 125-127.

17. Овчинников В. В. Ветка сакуры. Рассказ о том, что за люди японцы. - М. : Молодая гвардия, 2014. 221 с.

18. Разинкина И. В. Управление знаниями с точки зрения глубины процессов изменений и уровня персонализации [Электронный ресурс] // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та : электрон. журн. 2014. № 3. URL: http://evestnik-mgou.ru/vi/ Articles/Doc/580 (дата обращения: 15.03.2018).

19. РАС = Русский ассоциативный словарь : в 2 т. / отв. ред. Ю. Н. Караулов ; РАН. - М. : АСТ, 2002.

20. Ростовская Ю. В. Туристическая пресса в СССР: характер становления и развития // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. T. 7. № 1. С. 24-41.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Сер.: Мастера психологии. - Питер, 2002. 720 с.

22. Руженцева Н. Б. Япония в определениях-репликах: дискурсивный контекст как фактор текстообразования // Политическая лингвистика. 2013. № 1 (43). С. 19-32.

23. Современный русский язык / под ред. Л. Р. Дускаевой. - М. ; СПб. : Питер, 2014. 352 с.

24. Самойленко Н. С. Позиционирование в тексте СМИ: номинативный аспект : дис. … канд. филол. наук. - Воронеж, 2017. 214 с.

25. Седенкова Е. «Калейдоскоп жизни» Всеволода Овчинникова [Электронный ресурс]. 2009. 14 апр. URL: http://www. iile.ru/news_5920.html (дата обращения: 01.02.2018).

26. ТарасенкоТ. П. Доминирующие модели образа России в современном дискурсе зарубежных СМИ. - Краснодар : КубГУ, 2014. 231 с.

27. Труфанова Е. О. «Я» как реальность и как конструкция // Вопр. философии. 2017. № 8. С. 100-112.

28. Тулупов В. В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике // Вестн. КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 7. С. 214-219.

29. Федосюк М. Ю. Синтаксис современного русского языка. - М. : ИНФРА-М, 2013. 245 с.

30. Чудинов А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. 3-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2008. 256 с.

31. Шестаков Е. Человек с улицы Правды // Рос. газ. 2016. 17 нояб.

32. Щеглова Е. А. Стилистические особенности авторской колонки «Час с Овчинниковым» // Медиалингвистика / С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций». 2014. Вып. 3 : Речевые жанры в массмедиа : сб. статей. 228 с.


Для цитирования:


Гукасова М.М. КОМБИНИРОВАННАЯ МОНОСИСТЕМНАЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЦИСТИКИ ВСЕВОЛОДА ОВЧИННИКОВА. Политическая лингвистика. 2018;(2):45-54.

For citation:


Gukasova M.M. Combined monosystemic personalization drawing on the example of publicism by Vsevolod Ovchinnikov. Political Linguistics. 2018;(2):45-54. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)