Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

КОНЦЕПТ «STATE» СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОММУНИКАТИВНЫХ ИНТЕНЦИЙ АНТИУТОПИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

https://doi.org/10.26170/pl20-05-14

Полный текст:

Аннотация

Объектом исследования является антиутопический художественный дискурс. Выявлена специфическая цель художественного дискурса - воздействие на «духовное пространство» читателя, на систему ценностей, знаний, личностных ориентиров. Чтобы достичь этой цели, автор художественного дискурса может манипулировать историческими реалиями и источниками информации. В художественном дискурсе категория лжи или правды относительно объективной реальности теряет смысл. В попытке повлиять на внутренний мир читателя как реципиента писателями активизируются как текстовые (языковые), так и внетекстовые (концептуальные) ресурсы, а именно фоновые знания читателя, социальные концепты, характерные для общества. Одним из доминирующих концептов англоязычного антиутопического художественного дискурса является концепт «state». В статье рассматриваются средства, которыми авторы англоязычных антиутопий выражают свое отношение к институту государства. Данные средства представлены в рамках анализа авторских коммуникативных интенций. В статье доказывается ведущая роль побудительно - активизирующей и устрашающе - предупредительной коммуникативных интенций в художественном футуристическом дискурсе через описание прагматических способов объективации концепта «state». Данный концепт репрезентируется авторами путем экспликации признаков и компонентов, присущих не только индивидуальному сознанию и стилю писателей, но и идеологии целых поколений. Статья описывает тактики и стратегии, используемые авторами для реализации первоначальных интенций.

Об авторах

Е. В. Челпанова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Н. Е. Кунина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бисималиева, М. К. О понятиях «текст» и «дискурс» / М. К. Бисималиева. - Текст : непосредственный // Филологические науки. - 1999. - № 2.

2. Брэдбери, Р. 451 градус по Фаренгейту: издание на английском языке / Р. Брэдбери. - Санкт-Петербург : Антология, 2016. - 192 с. - Текст : непосредственный.

3. Валгина, Н. С. Теория текста. - Москва : Логос, 2003. - 280 с.

4. Галеева, Н. Д. Параметры художественного текста и перевод : моногр. / Н. Д. Галеева. -Тверь : ТвГУ, 1999. - 155 с. - Текст : непосредственный.

5. Грайс, Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс. - Текст : непосредственный // Межличностное общение : хрестоматия: [невербальная коммуникация, мужской и женский стили общения, манипуляции в межличностном общении, аксиомы межличностной коммуникации, речь в межличностном общении] / сост. Н. В. Казаринова, В. М. Погольши. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - С. 171-194. - (Хрестоматия по психологии).

6. Кобозева, М. А. Понятие речевой стратегии в лингвистической прагматике / М. А. Кобозева. - Текст : электронный // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по матер. X Междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. - Новосибирск : СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/philolog/x/27554.

7. Кубрякова, Е. С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков / Е. С. Кубрякова. - Текст : непосредственный // Вопросы филологиии. - 2001. - № 1.

8. Пименова, М. В. Введение в когнитивную лингвистику. Вып. 4. - Кемерово, 2004. - 208 с. - Текст : непосредственный.

9. Пименова, М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования / М. В. Пименова. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2 (54). - Т. 2. - C. 127-131.

10. Пименова, М. В. Концептуальные исследования. Введение : учеб. пособие / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. - Москва : Флинта, 2011. - 176 с.

11. Попова, З. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Воронежский ГУ, 1999. - Текст : непосредственный.

12. Самарская, Т. Б. Художественный дискурс: специфика составляющих и особенности организации художественного текста / Т. Б. Самарская, Е. Г. Мартиросьян. - Текст : непосредственный // Сфера услуг: инновации и качество (Краснодар). - 2012. - № 10.

13. Челпанова, Е. В. Концепт «state» в англоязычном художественном дискурсе / Е. В. Челпанова, В. П. Новикова. - Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. - 2019. - № 6 (78). - С. 151-158. - DOI 10.26170/pl19-06-19.

14. Dijk, T. A. van. Cognitive Processing of Literature Discourse / T. A. van Dijk. - Text : electronic // Poetics Today. - 1979. - № 1. - P. 143-160. - URL: http://bit.ly/ lks0Xm.

15. Dijk, T. A. van. Studies in The Pragmatics of Discourse / T. A. van Dijk. - Text: electronic // Janua linguarum. Series Maior; 101. -The Hague ; Paris ; New York : Mouton Publishers, 1981. - 331 p. - Text : unmediated.

16. Huxley, A. Brave New World / A. Huxley. - Random House, 2017. - 229 p. - Text : unmediated.

17. Orwell, G. 1984 / G. Orwell. - URL: https://www. planetebook.com/1984/. - Text : electronic.

18. Vonnegut, K. Harrison Bergeron / K. Vonnegut. - Text : unmediated // Welcome to the Monkey House : a collection of short works. - New York : Dial Press Trade Paperbacks, 2013. - 331p.

19. Vonnegut, K. Player Piano / K. Vonnegut. - New York : Dial Press, 2006. - 341 p. - Text : unmediated.

20. Vonnegut, K. 2bro2b / K. Vonnegut. - URL: https://audio book-online.com/wp-content/uploads/2015/05/KurtVonnegut-2BRO2B.pdf. - Text : unmediated.


Для цитирования:


Челпанова Е.В., Кунина Н.Е. КОНЦЕПТ «STATE» СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОММУНИКАТИВНЫХ ИНТЕНЦИЙ АНТИУТОПИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА. Политическая лингвистика. 2020;(5):157-163. https://doi.org/10.26170/pl20-05-14

For citation:


Chelpanova E.V., Kunina N.E. THE CONCEPT “STATE” THROUGH THE PRISM OF COMMUNICATIVE INTENTIONS OF THE DYSTOPIAN FICTION DISCOURSE. Political Linguistics. 2020;(5):157-163. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl20-05-14

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)