Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Эмотивы в англоязычном политическом дискурсе: роль и условия реализации

Полный текст:

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение указаний на эмоции, реализующихся в современном англоязычном политическом дискурсе, и определение контекстуальных условий их функционирования. Обращение к изучению эмотивов в англоязычном политическом дискурсе представляется в настоящее время очень актуальным в рамках исследования механизмов воздействия на общественное мнение в условиях политической конкуренции. Материалом для исследования послужило 170 статей общественно-политической тематики, опубликованных с июля 2016 года по январь 2018 года. К эмотивам, т. е. указаниям на эмоции, относятся обозначения эмоций, обозначения эмоциональных состояний и проявлений эмоций. Определяется ряд контекстуальных условий, способствующих появлению эмотивов в англоязычном политическом дискурсе. В качестве основания таких условий в большинстве случаев в рассмотренном материале выступает метафорическая концептуализация. Анализируются наиболее популярные метафорические способы представления: персонификация (политическая сила представляется как носитель эмоции), объективация (перенесение эмоции в материальный мир и представление в виде объекта, который можно получить или отдать), движение (переход от одного эмоционального состояния к другому). Политика, будучи сферой поиска доказательств неких идеологических установок и борьбы за власть, является и областью воздействия на общественное мнение, и проведенный анализ показывает, что прагматические цели автора подкрепляются отчетливо проявляющимся эмоциональным фоном, в связи с чем большую роль в политическом тексте в последнее время начинают играть лексические единицы, служащие указаниями на эмоциональную реакцию участников событий.

Об авторе

Э. Р. Нигматуллина
Московский государственный лингвистический университет
Россия


Список литературы

1. Financial Times Weekend (FTW), the. 13.01.2018.

2. Economist USA, the. 13.01.2018.

3. Economist, the. 20.05.2017.

4. New York Times Magazine (NYTM), the. 20.11.2016.

5. New York Times Magazine (NYTM), the. 26.02.2017.

6. New York Times Magazine (NYTM), the. 06.11.2016.

7. Spectator, the. 21.10.2017.

8. Week USA, the. 21.04.2017.

9. Week USA, the. 13.10.2017.

10. Week USA, the. 10.11.2017.

11. Time, the. 25.07.2016.

12. Collins Online Dictionary and Thesaurus [Electronic resource]. URL: https://www.collinsdictionary.com (date of access: 21.01.2018).

13. Oxford English Dictionary [Electronic resource]. URL: www.oed.com/ (date of access: 21.01.2018).

14. Webster’s New Dictionary of Synonyms. A dictionary of discriminated synonyms and analogous and contrasted words. - Springfield, Massachusetts, USA : Merriam-Webster Inc., Рubl., 1984. 909 p. Литература

15. Алешина Е. Ю. Публичный политический дискурс конфликтной ситуации. - М. : Прометей, 2015. 220 с.

16. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 27-35.

17. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Актуальные проблемы современной лингвистики. - М. : Флинта : Наука, 2007. С. 293-307. 412 с.

18. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М. : Языки русской культуры, 1998. 896 с.

19. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: оценка. Событие. Факт. - М. : Наука, 1988. 341 с.

20. Баженова И. С. Обозначения эмоций в художественном тексте (прагматический аспект) : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19. - М., 2004. 418 с.

21. Беляевская Е. Г. Концептуальная метафора как источник стилистических приемов в дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 3 (36). С. 41-48.

22. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора // Теория метафоры. - М. : Прогресс, 1990. С. 133-152. 499 с.

23. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М. : Русск. словари, 1996. 416 с.

24. Гаврилов Л. А., Зарипов Р. И., Романов А. С. Об экспрессивности «мертвых» метафор // Политическая лингвистика. 2017. № 4. С. 91-95.

25. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. 2002. № 3. С. 32-43.

26. Ивашкович Т. И., Максимова Е. О. Эмотивы в дискурсивном пространстве художественного текста // Эмоциональные концепты в структуре художественного произведения : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Астрахань, 20-25 апр. 2013 г.) / ФГБОУ ВПО «Астрахан. гос. ун-т». - Астрахань, 2013. С. 60-62.

27. Ильин Е. П. Эмоции и чувства : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2013. 784 с.

28. Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. - Волгоград : Перемена, 2001а. 495 с.

29. Красавский Н. А. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокультурах : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19. - М., 2001б. 507 с.

30. Лепенышева А. А. К вопросу о роли эмоции «Удивление» в когнитивно-информационной деятельности человека (на примере художественных текстов) // Вестн. Перм. ун-та. 2011. № 1. С. 45-51.

31. Магомедова С. М. Метафоризация гнева в аварском языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 2 (43). С. 110.

32. Нигматуллина Э. Р. Метафорические модели эмоций недовольства в русском и английском неформальном общении // Молодежь в науке: новые аргументы : сб. науч. работ 4 Междунар. молодеж. конкурса. - Липецк : Аргумент, 2016. Ч. 1. С. 170-172.

33. Обвинцева О. В. Средства эмоционального воздействия в предвыборных речах жен кандидатов в президенты США М. Обамы и Э. Ромни // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42). С. 163-167.

34. Одноралова А. А. Пейзаж как средство репрезентации эмоций в английской художественной прозе // Инновационная наука. 2016. № 4-4 (16). С. 104-106.

35. Седых А. П. Эмоционально-экспрессивные компоненты фразеологического дискурса В. В. Путина и А. Меркель // Политическая лингвистика. 2012. № 2. С. 39-45.

36. Сопова И. В. Эмоционально-экспрессивная составляющая фразеологического дискурса В. В. Путина // Язык и культура. 2014. № 11. С. 29-33.

37. Чернякова Ю. С. Эмотивность американского и русского политического дискурса // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем : сб. науч. ст. - М., 2011. С. 114-120.

38. Шаховский В. И. Лингвокультурология эмоций : учеб.-метод. пособие. - Волгоград : ВГПУ «Перемена», 2007. 80 с.

39. Шаховский В. И. Что такое лингвистика эмоций // Мир лингвистики и коммуникации : электрон. науч. журн. 2008. № 1 (12). С. 22-30.

40. Шаховский В. И. Эмоции в национальном характере и стереотипах как лингвокультурологическая и лингводидактическая проблема // Вопросы психолингвистики. 2010а. № 11. С. 51-55.

41. Шаховский В. И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. - М. : Книжный дом «Либроком», 2010б. 128 с.

42. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things. - Univ. of Chicago Pr., 2008. 632 p.

43. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. - Univ. of Chicago Pr., 2003. 242 p.


Для цитирования:


Нигматуллина Э.Р. Эмотивы в англоязычном политическом дискурсе: роль и условия реализации. Политическая лингвистика. 2018;(2):73-81.

For citation:


Nigmatullina E.R. EMOTIVES IN POLITICAL DISCOURSE IN ENGLISH: THE ROLE AND CONDITIONS. Political Linguistics. 2018;(2):73-81. (In Russ.)

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)