Preview

Модель коммуникации «Говорящий — Слушающий» в условиях цифровизации лингвистического поворота: опыт сетевого и лингводискурсивного анализа контента видеохостинга «YouTube»

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_01_07

Полный текст:

Аннотация

В данной статье сквозь призму научной парадигмы «лингвистического поворота» описывается 5 этапов трансформации модели «Говорящий — Слушающий» с точки зрения способов генерирования, передачи, распространения контента, охвата аудитории, а также с точки зрения оценки результата и реакции пользователей/читателей, заключающейся в обратной связи и ответном действии (онлайн / офлайн). Основное внимание авторов сосредотачивается на 5 этапе — «Цифровой коммуникации»; особую роль на данном этапе играют процессы производства, потребления и воспроизводства политического контента в социальных медиа (в статье предлагается кейсстади видеохостинга «YouTube»). Исследование посвящено разработке алгоритма анализа модели «Говорящий — Слушающий» и апробации аналитической методики изучения крупнейшей социально-политической экосистемы, сформированной внутри / на платформе российского сегмента видеохостинга «YouTube» в 2019—2020 гг. Эмпирической базой исследования стали корпусы текстов пользователей (ветки комментариев, содержащие более 121 тысячи сообщений) как реакция на просмотр/потребление видеоконтента — д/ф «Беслан. Помни». Этот документальный фильм создан Юрием Дудем, одним из самых популярных современных российских журналистов РФ; размещен в канале «вДудь» на видеохостинге «YouTube» в сентябре 2019 г. Период сплошной выборки контента и корпуса текстов составил сентябрь 2019 — октябрь 2020 г. В ходе проведенного сетевого анализа и лингводискурсивного анализа модели коммуникации «Говорящий — Слушающий» на примере кейса экосистемы «вДудь — Беслан» авторы исследования выявили определяющую роль экосистем в формировании метакомьюнити в онлайн-пространстве; описали характер и принципы формирования экосистем в онлайн-пространстве; охарактеризовали процессы коммуникации и ролевые позиции в модели «Говорящий — Слушающий»; выделили и описали роль и значение главного лидера мнения и других инфлюенсеров в процессе коммуникации в модели «Говорящий — Слушающий»; определили стратегии и технологии влияния латентных лидеров мнения на формирование заданной реакции на исследуемый креолизованный контент.

Об авторах

Н. А. Рябченко
Кубанский государственный университет
Россия

Рябченко Наталья Анатольевна, кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149



О. П. Малышева
Кубанский государственный университет
Россия

Малышева Ольга Петровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149



В. В. Катермина
Кубанский государственный университет
Россия

Катермина Вероника Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149



А. А. Гнедаш
Кубанский государственный университет
Россия

Гнедаш Анна Александровна, кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления 

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

 



Список литературы

1. «вДудь» : официальный канал Юрия Дудя. — URL: https://www.youtube.com/c/vdud/about (дата обращения: 13.11.2020). — Видео + Текст : электронный.

2. «YouTube Rewind 2019: лайки, челленджи и Билли Айлиш». Отчет компании «Google». — URL: http://www.advertology.ru/article148162.htm (дата обращения: 13.11.2020). — Текст : электронный

3. Беслан. Помни / Beslan. Remember (english & español subs). — URL: https://www.youtube.com/watch?v=vF1UGmi5m8s (дата обращения: 13.11.2020). — Видео : электронное.

4. Витгенштейн, Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн ; пер. с нем. и англ. В. Руднева. — Москва : Территория будущего, 2005. — Текст : непосредственный.

5. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. — Текст : непосредственный // Философские исследования. Ч. 1 / Л. Витгенштейн. — Москва : Гнозис, 1994. — С. 1—74.

6. Катермина, В. В. Лингвистическая модель коммуникации президента США Д. Трампа в социальной сети Twitter в марте — июне 2020 г. / В. В. Катермина, Н. А. Рябченко, С. Х. Липириди, А. А. Гнедаш, О. П. Малышева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2020. — Вып. 5 (83). — С. 87—107. — DOI: 10.26170/pl20-05-09.

7. Киященко, Л. П. В поисках исчезающей предметности (очерки о синергетике языка) / Л. П. Киященко. — Москва : ИФРАН, 2000. — 199 с. — Текст : непосредственный.

8. Крипке, С. Тождество и необходимость / С. Крипке. — Текст : непосредственный // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIII. Логика и лингвистика (Проблемы референции). — Москва : Радуга, 1982. — С. 340—376.

9. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СанктПетербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с. — Текст : непосредственный.

10. Равочкин, Н. Н. Лингвистический поворот: социальнофилософский потенциал / Н. Н. Равочкин. — Текст : непосредственный // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2018. — № 8. — С. 70—74.

11. Романовский, Н. В. О современном этапе развития социологии. — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/142/878/1219/005_Romanovskij_22-31.pdf (дата обращения: 13.11.2020). — Текст : электронный.

12. Рябченко, Н. А. Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика / Н. А. Рябченко, В. В. Катермина, А. А. Гнедаш, О. П. Малышева. — Текст : непосредственный // Южно-российский журнал социальных наук. — 2018. — № 3. — С. 139—162.

13. Рябченко, Н. А. Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной кампании в эпоху постправды / Н. А. Рябченко, О. П. Малышева, А. А. Гнедаш. — Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2019. — № 2. — С. 92—106. —https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.07.

14. ТОП-10 Ресурсов по данным компании «Mediascope». — URL: https://webindex.mediascope.net/top-resources (дата обращения: 13.11.2020). — Текст : электронный.

15. Bazerman, C. From cultural criticism to disciplinary participation: Living with powerful words / C. Bazerman. — Text : unmediated // Writing, Teaching, and Learning in the Disciplines / Herrington A. and C. Moran (eds.). — New York : Modern Language Association of America, 1992. — Р. 61—68.

16. Becher, T. Disciplinary discourse / T. Becher. — Text : unmediated // Studies in Higher Education. — 1987. — № 12 (3). — Р. 261—274.

17. Clifford, J. Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography / J. Clifford, G. Marcus. — Berkeley : University of California Press, 1986. — Text : unmediated.

18. Habermas, J. On the Prag atics of Social Interaction: Preliminary Studies in the Theory of Communicative Action / J. Habermas. — Cambridge : MIT Press, 2001.

19. Katermina, V.V. Political content management: new linguistic units and social practices / V. V. Katermina, N. A. Ryabchenko, O. P. Malysheva. — Text : unmediated // Church, Communication and Culture. — 2019. — Vol. 4, Iss. 3. — P. 305— 322. — DOI: 10.1080/23753234.2019.1664916.

20. Kelly, G. J. The sound of music: constructing science as sociocultural practices through oral and written discourse / G. J. Kelly, C. Chen. — Text : unmediated // Journal of Research in Science Teaching. — 1999. — № 36 (8). — Р. 883—815.

21. Kluckhohn, С. Notes on some anthropological aspects of communication / C. Kluckhohn. — Text : unmediated // American Anthropologist. New Series. — 1961. — Vol. 63. № 5. — Р. 895— 910. — DOI: https://doi.org/10.1525/aa.1961.63.5.02a00010.

22. Kripke, S. A. Naming and Necessity / S. A. Kripke. — Cambridge : Harvard University Press, 1980. — 172 p. — Text : unmediated.

23. Lea, M. R. Academic literacies in theory and practice / M. R. Lea. — Text : unmediated / Encyclopedia of Language and Education // N. Hornberger, B. Street (eds.). — New York : Springer, 2008. — Р. 634—645.

24. Lea, M. R. The academic literacies model: Theory and applications / M. R. Lea, B. V. Street. — Text : unmediated // Theory into Practice. — 2006. — № 45 (4). — Р. 368—377.

25. Rieder, B. YouTube Data Tools (Version 1.11) [Software] /B. Rieder. — URL: https://tools.digitalmethods.net/netvizz/youtube/ (date of access: 13.11.2020). — Software : electronic.

26. Rorty, R. M. (ed.) The Linguistic Turn: Essays in Philosophical Method / R. M. Rorty (ed.). — Chicago : University of Chicago Press, 1992. — Text : unmediated.

27. Said, E. Orientalism / E. Said. — New York : Pantheon, 1978. — Text : unmediated.

28. Williams, R. Marxism and Literature / R. Williams. — Oxford : Oxford University Press, 1977. — Text : unmediated.

29. Wittgenstein, L. Culture and Value / L. Wittgenstein ; G. H. von Wright (ed.), P. Winch (trans.). — Oxford : Blackwell, 1980. — 195 p. — Text : unmediated.


Для цитирования:


Рябченко Н.А., Малышева О.П., Катермина В.В., Гнедаш А.А. Модель коммуникации «Говорящий — Слушающий» в условиях цифровизации лингвистического поворота: опыт сетевого и лингводискурсивного анализа контента видеохостинга «YouTube». Политическая лингвистика. 2021;(1):81-94. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_01_07

For citation:


Ryabchenko N.A., Malysheva O.P., Katermina V.V., Gnedash A.A. Communication Model “Speaker — Listener” in the Contextof Digitalization of the Linguistic Turn: Experience of Network and Linguodiscursive Analysis of YouTube Content. Political Linguistics. 2021;(1):81-94. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_01_07

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)