Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

СЦЕНАРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА (на материале немецкоязычных художественных фильмов)

Полный текст:

Аннотация

В статье классифицируются дискурсивные сценарии школьного образовательного дискурса Третьего рейха, анализируемые на материале немецкоязычных художественных фильмов и именованные в соответствии с доминирующей дискурсивной деятельностью. Дискурсивные сценарии в рамках основного хронотопа школьного образовательного дискурса урока разделены на два подвида: обучающие и организационные. Внеурочные сценарии школьного образовательного дискурса Третьего рейха подразделяются на внеклассные и внешкольные. Школьный образовательный дискурс Третьего рейха подразделяется на два вида: общеобразовательный и элитный. Во внеурочном режиме коммуникации в элитном школьном образовательном дискурсе Третьего рейха имеются особенности реализации некоторых сценариев, среди которых сценарии обеспечения жизнедеятельности в учебном заведении постоянного пребывания (подъем, утренняя зарядка, прием пищи, сон) и сценарии входа в дискурс и выхода из него. К сценариям входа в дискурс относятся набор, вступительные испытания, дорога в школу, прибытие в школу, знакомство и ритуал посвящения. Автор, наряду с институциональным, выделяет параинституциональный и экстраинституциональный образовательные дискурсы. Под первым понимается дискурс, который бытует вне стен образовательного учреждения и тем не менее сферой обслуживания которого является образование, под вторым - дискурс, который обеспечивает непроизвольное внеинституциональное образование в процессе повседневной жизнедеятельности индивида. Таким образом, исследование, представленное в данной статье, вносит вклад в таксономию образовательного дискурса. В статье представлены некоторые лингвистические и экстралингвистические особенности дискурсивных сценариев, способствующие внедрению тоталитаризма и нацизма в образовательный дискурс.

Об авторе

И. Г. Никифорова
Иркутский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Blut und Ehre - Jugend unter Hitler = Кровь и честь - молодежь при Гитлере [Видеозапись] : худ. фильм / авт. сцен. Гельмут Киссель, Роберт Мюллер ; реж. Бернд Фишерауэр. - ФРГ, США, 1982. 1 вк.

2. Der Unhold = Лесной царь [Видеозапись] : худ. фильм / авт. сцен. Жан-Клод Карьер, Фолькер Шлёндорф, Мишель Турнье ; реж. Фолькер Шлёндорф. - Франция, Германия, Великобритания, 1996. 1 вк.

3. Die Abenteuer des Werner Holt [Видеозапись] = Приключения Вернера Хольта : худ. фильм / авт. сцен. Йоахим Кунерт, Клаус Кюхенмайстер ; реж. Йоахим Кунерт. - ГДР, 1965. 1 вк.

4. Kinder, Mütter und ein General = Дети, матери и генерал [Видеозапись] : худ. фильм / авт. сцен. Ласло Бенедек, Херберт Райнекер ; реж. Ласло Бенедек. - ФРГ, 1955. 1 вк.

5. NaPolA - Elite für den Führer = Академия смерти [Видеозапись] : худ. фильм / авт. сцен. Деннис Ганзель ; реж. Деннис Ганзель. - Германия, 2004. 1 вк.

6. Дашкова С. Ю. Фатические средства в ритуальных сценариях педагогического дискурса // Вестн. Кузбасск. гос. пед. академии. - Новокузнецк, 2013. № 2. C. 66-71.

7. Зубков И. И. Влияние директивов и инструктивов на сценарии конфликтного дискурса во французской школе (на материале французских фильмов о школьном образовании) // Вестн. Воронеж. гос. архитектурно-строительного ун-та. - Воронеж, 2014. № 2. C. 117-129.

8. Мамина Т. В. Коммуникативно-дискурсивные свойства концептов в сценарии «карьера» // Вестн. Томск. гос. ун-та. - Томск, 2010. № 341. C. 20-23.

9. Плотникова С. Н., Серебренникова Е. Ф. Когнитивная траектория дискурсивизации: дестинация, стратегия, технология // Вестн. Иркут. гос. лингвист. ун-та. - Иркутск, 2013. № 1 (22). С. 183-188.


Рецензия

Для цитирования:


Никифорова И.Г. СЦЕНАРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА (на материале немецкоязычных художественных фильмов). Политическая лингвистика. 2018;(2):119-122.

For citation:


Nikiforova I.G. SCRIPTS OF SCHOOL EDUCATIONAL DISCOURSE OF THE THIRD REICH (based on German feature films). Political Linguistics. 2018;(2):119-122. (In Russ.)

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)