Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Образ России в китайских СМИ

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_08

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу репрезентации образа России в китайских средствах массовой информации. Изучение образа России в СМИ Китая проводится в русле имагологических исследований, когда изучаются этностереотипы, стереотипы, национальные образы, имиджи, а также их восприятие другими культурными системами. Одним из мощных инструментов трансляции образов в современном медийном пространстве являются средства массовой информации, которые не только отражают реальность, но и часто формируют информационную повестку дня. Российская Федерация и КНР являются надежными стратегическими партнерами и на протяжении последних двадцати лет развивают сотрудничество, основанное на принципах взаимоуважения, добрососедства, дружбы и получения взаимной выгоды. Россия и Китай взаимодействуют на мировой политической арене, поддерживая друг друга в различных межгосударственных спорах либо сохраняя нейтралитет. Стратегическая направленность сотрудничества двух государств выражается в том, что оно ведется по многим на- правлениям: экономика, политика, культура. Немаловажной сферой взаимодействия двух стран является информационно-коммуникационная область. Анализ китайских СМИ позволяет выделить следующие темы при формировании образа России: российско-китайское сотрудничество; противостояние России и Запада (ЕС, США); российское вооружение; личность Владимира Путина и его участие в международной политике; борьба России с эпидемией COVID-19 внутри страны и за ее пределами; «боевая нация»; Россия как страна высокой культуры; образ России как страны в экономическом кризисе. В результате анализа авторы приходят к выводу, что большая часть имеющихся в китайских СМИ материалов формирует положительный образ России как могущественного стратегического союзника с большим военным потенциалом, «неукротимым» народом и богатой культурой, совместно с Китаем противостоящего угрозе США и НАТО.

Об авторах

Н. Н. Кошкарова
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Кошкарова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры «Международные отношения и зарубежное регионоведение», Институт лингвистики и международных коммуникаций

454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76, ауд. 169



И. О. Мукушев
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

 Мукушев Игорь Олегович, студент, бакалавриат, направление «Зарубежное регионоведение», кафедра «Международные отношения, политология и регионоведение», Институт лингвистики и международных коммуникаций

454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76, ауд. 169



Список литературы

1. Авдеенко, И. А. Символ и художественный образ / И. А. Авдеенко. — Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 1. — С. 15—18.

2. Володина, Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения / Н. В. Володина. — Москва, 2010. — Текст : непосредственный.

3. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т. Н. Галинская. — Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 11. — С. 91— 94.

4. Григорьев, А. А. Концепт и его лингвокультурологические составляющие / А. А. Григорьев. — Текст : непосредственный // Вопросы философии. — 2006. — № 3. — С. 64—76.

5. Закон РФ «О средствах массовой информации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 10.04.2021). — Текст : электронный.

6. Зусман, В. Г. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Г. Зусман. — Текст : электронный // Вопросы литературы : журнал критики и литературоведения. — 2003. — № 2. — URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2003/2/zys.html (дата обращения: 10.04.2021).

7. Исаев, А. С. Институты формирования общественного сознания КНР и вопросы сотрудничества СМИ России и Китая / А. С. Исаев. — Текст : непосредственный // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. — 2016. — Т. 21. — С. 218—233.

8. Карасик, В. И. Лингвокультурный типаж / В. И. Карасик. — Текст : непосредственный // Язык. Текст. Дискурс. — 2007. — № 5. — С. 86—89.

9. Карасик, В. И. Языковая кристаллизация смысла / В. И. Карасик. — Волгоград : Парадигма, 2010. — 428 с. — Текст : непосредственный.

10. Лошаков, А. Г. Проблема организации сверхтекста: принцип центрации, предельные формы / А. Г. Лошаков. — Текст : непосредственный // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2006. — № 4. — С. 77—80.

11. Лутовинова, О. В. «Лингвокультурный типаж» в ряду смежных понятий, используемых для исследования языковой личности / О. В. Лутовинова. — Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. — 2009. — № 3. — С. 225—228.

12. Леонтьев, А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности / А. А. Леонтьев. — Текст : непосредственный // Текст. Структура и семантика. — Москва, 2001. — Т. 1. — С. 92—100.

13. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. — Москва, 1995. — 319 с. — Текст : непосредственный.

14. Маслова, В. А. Странник в русской лингвокультуре: ценность, концепт, образ / В. А. Маслова. — Текст : непосредственный // Russian Journal of Linguistics. — 2015. — № 3. — C. 23—31.

15. Москвина, Ю. Ю. Новые медиа как средства массовой информации / Ю. Ю. Москвина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52. — С. 239—241.

16. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е. М. Мелетинский. — Москва, 1994. — 136 с. — Текст : непосредственный.

17. Постникова, Е. А. Художественный образ в сравнении со смежными понятиями филологии / Е. А. Постникова. — Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 1 (31). — Ч. I. — C. 147— 150.

18. Санников, С. В. Риторика образа между идеологией и архетипом: методологические аспекты потестарной имагологии / С. В. Санников. — Текст : непосредственный // Культурология. — 2017. — № 8(42). — С. 4—9.

19. Тарасова, И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения / И. А. Тарасова. — Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 4 (2). — С. 742—745.

20. Туктангулова, Е. В. Ключевое слово — словообраз — художественный концепт как универсальные текстообразующие константы художественного текста / Е. В. Туктангулова. — Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. — 2007. — № 8. — С 105—109.

21. Халитова, С. Е. К вопросу о соотношении понятий «концепт» и «образ» / С. Е. Халитова. — Текст : непосредственный // Вестник Казахского национального университета. Серия филологическая. — 2010. — № 6 (130). — С. 130—134.

22. Шелестюк, Е. В. О лингвистическом исследовании символа / Е. В. Шелестюк. — Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. — 1997. — С. 125—143.

23. Эпштейн, М. Н. Образ художественный / М. Н. Эпштейн. — Текст : непосредственный // Литературный энциклопедический словарь. — Москва, 1987. — С. 252—257.


Для цитирования:


Кошкарова Н.Н., Мукушев И.О. Образ России в китайских СМИ. Политическая лингвистика. 2021;(3):87-100. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_08

For citation:


Koshkarova N.N., Mukushev I.O. Russia’s Image in Chinese Mass-Media. Political Linguistics. 2021;(3):87-100. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_08

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)