Preview

Отражение жанровой структуры газетных текстов в композиционной модели газеты (на примере печатной и электронной версии газеты «The Washington Post»)

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_10

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится анализ композиционного построения электронной и печатной версий газеты «The Washington Post» с той целью, чтобы выявить корреляцию между обусловленной жанром структурой газетных текстов и композиционной моделью газеты, которая трактуется как система разделов, рубрик и устойчивых взаимосвязей между ними. Было установлено, что композиция печатного варианта газеты отличается разнообразием и состоит из разделов, тематических и служебных рубрик, которые представлены жанровыми и региональными рубриками, а также рубриками, указывающими на источник информации; композиция электронного варианта газеты имеет более четкую структуру и состоит из разделов и тематических рубрик; большинство текстов снабжено пометкой, определяющей жанр текста. Отмечено, что различия в композиционных моделях печатной и электронной версий газеты обусловлены рядом факторов. Установлено, что печатный вариант газеты ориентируется на постоянных читателей с определенными ожиданиями от рубрик, в то время как электронная версия имеет большой процент «случайных» читателей, для которых важно иметь четкое представление, с каким материалом они работают. Подчеркивается, что наблюдаемый отход от традиционных жанровых наименований рубрик в печатной версии газеты связан с имиджевыми причинами, такими как нацеленность на создание уникального запоминающегося продукта, в связи с чем один и тот же текст может иметь разные рубрики в печатной и электронной версиях. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о четко выраженной жанровой привязке текстов онлайн-версии газеты; тексты печатной версии имеют менее выраженное соответствие традиционной жанровой системе, что может быть объяснено маркетинговыми соображениями.

Об авторе

Е. А. Никонова
МГИМО МИД РФ
Россия

Никонова Екатерина Андреевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка № 3

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Волокитин, Д. Ю. Рубрики и тематические разделы как пространство содержательного развития развернутой журналистской истории / Д. Ю. Волокитин. — Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2019. — № 2 (32). — С. 149—157.

2. Галкина, М. Ю. Особенности региональной газетной периодики Финляндии : автореф. … канд. филол. наук / Галкина М. Ю. — Москва, 2008. — 18 с. — Текст : непосредственный.

3. Гуревич, С. М. Номера газеты / С. М. Гуревич. — Москва : Аспект Пресс, 2002. — 191 с. — Текст : непосредственный.

4. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь) : учеб. пособие / Т. Г. Добросклонская. — Москва : Флинта : Наука, 2008. — 263 с. — Текст : непосредственный.

5. Иванюк, Б. П. Генезис и эволюция жанра: версия обоснования / Б. П. Иванюк. — Текст : непосредственный // Жанрологический сборник. — 2004. — Вып. 1. — С. 3.

6. Колесниченко, А. В. Прикладная журналистика : учеб. пособ. / А. В. Колесниченко. — Москва : Изд-во Моск. ун-та. — 2008. — 192 с. — Текст : непосредственный.

7. Куницына, Н. В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики / Н. В. Куницына. — Текст : непосредственный // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. — 2013. — Вып. 11. — С. 183—193.

8. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество : учеб. пособие / В. Ф. Олешко. — Москва : РИП-холдинг, 2003. — 356 с. — Текст : непосредственный.

9. Пастухов, А. Г. Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий / А. Г. Пастухов. — Текст : электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediazhanry-imediaformaty-k-razgranicheniyu-ponyatiy.

10. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е. В. Черникова. — Москва : Школа издательского и медиа бизнеса. — 2012. — 414 с. — Текст : непосредственный.

11. Штыкова, Н. В. Комплексная модель газеты: компоненты и параметры моделирования / Н. В. Штыкова. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-model-gazety-komponenty-i-parametry-modelirovaniya. — Текст : электронный.

12. Baresch, B. Friends Who Choose Your News: An Analysis of Content Links on Facebook / B. Baresch, K. Lewis, H. Dustin, Y. Carolyn. — Text : unmediated // ISOJ: The Official Research Journal of International Symposium on Online Journalism. — 2011. — № 1. — P.1—24.

13. Fink, C. C. Editorial Section / C. C. Fink. — Text : unmediated // Strategic Newspaper Management. — 1988. — P. 159.

14. Harrow, T. The newspaper designer’s handbook / T. Harrow, J. Elman. — McGraw-Hill Education, 2012. — 272 p. — Text : unmediated.

15. Hassan, S. M. An evaluation of the front page design of The Guardian’s online newspaper from 1996 to 2015 / S. M. Hassan. — Text : unmediated // International Design Journal. — 2015. — Vol. 5. — № 1. — P. 239—245.

16. Hermida, A. Share, like, Recommend: Decoding the Social Media News Consumer / A. Hermida, F. Fletcher, D. Korell, D. Logan. — Text : unmediated // Journalism Studies. — 2012. — № 13 (5—6). — P. 815—824.

17. Kuiken, J. Effective Headlines of Newspaper Articles in a Digital Environment / J. Kuiken, A. Schuth, M. Spitters, M. Marx. — Text : unmediated // Digital Journalism. — 2017. — 5 (10). — P. 1300—1314.

18. Peacock, C. The deliberative influence of comment section structure / C. Peacock, J. M. Scacco, N. Jomini Stroud. — Text : unmediated // Journalism. — 2019. — № 20 (6). — P. 752—771.

19. Tewksbury, D. Differences in Knowledge Acquisition Among Readers of the Paper and Online Versions of a National Newspaper / D. Tewksbury, S. L. Althaus. — Text : unmediated // Journalism and Mass Communication Quarterly. — 2000. — № 77 (3). — P. 457—79.

20. Zarza, S. Patterns of schematic structure and strategic features in newspaper editorials: A comparative study of American and Malaysian editorials / S. Zarza, H. Tan. — Text : unmediated // Discourse & Communication. — 2016. — № 10 (6). — P. 635—657.


Для цитирования:


Никонова Е.А. Отражение жанровой структуры газетных текстов в композиционной модели газеты (на примере печатной и электронной версии газеты «The Washington Post»). Политическая лингвистика. 2021;(3):109-116. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_10

For citation:


Nikonova E.A. Reflection of the Genre Structure of Newspaper Texts on the Composition Model of a Newspaper (by the example of printed and online newspaper The Washington Post). Political Linguistics. 2021;(3):109-116. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_10

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)