Preview

Репрезентация истории мировых войн в комиксах: от трагичного до комичного

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_13

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты сопоставительного анализа изданных в США, России и Европе комиксов, сюжет которых связан с историей Первой и Второй мировых войн. Авторы предпринимают по- пытку выявить национальные особенности репрезентации военных конфликтов на страницах комиксов. В результате анализа комплекса источников определены 3 категории комиксов: представляющие альтернативную версию истории, направленные на развлечение; комиксы, основанные на документальных произведениях, имеющие своей целью представить простым и доступным языком сложную и болезненную для восприятия тему (применительно к комиксам, основанным на реальных исторических сюжетах и источниках, в последнее время часто применяется термин «графический роман»); смешанный тип, сочетающий документальные и художественные элементы. Отмечается, что все рассмотренные комиксы, независимо от того, представлена в них Первая мировая война или Вторая мировая, содержат антивоенный посыл. Авторы исходят из того, что в современных условиях политизации истории, когда вокруг интерпретаций исторических событий разворачиваются настоящие «войны памяти», комиксы могут быть не просто средством развлечения, но и оказывать влияние на процесс формирования и трансформации исторической памяти: по мере удаления от событий Второй мировой войны в стремлении донести до молодежи масштаб и ужас величайшей трагедии в истории человечества приходится искать новые формы репрезентации прошлого.

Об авторах

И. В. Грибан
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Грибан Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 414



З. Р. Зиннатуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Зиннатуллина Зульфия Рафисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

420111, Казань, ул. Проф. Нужина, д. 2, к. 602



Список литературы

1. Баранов, Н. Н. Первая мировая война в популярной культуре памяти / Н. Н. Баранов. — Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Серия «История». — 2018. — № 4 (43). — С. 31—39.

2. Ветлужских, Д. В. Репрезентация современных международных конфликтов в массовой культуре / Д. В. Ветлужских, И. В. Грибан. — Текст : непосредственный // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. — 2020. — № 1. — С. 153—160.

3. В Японии создают комикс по книге Алексиевич. — URL : https://hronika.org/2019/04/v-yaponii-sozdayut-komiks-po-knigealeksievich/. — Текст : электронный.

4. «Где нет дна, там бездна»: в Эстонии выпустили комикс «Гитлер-хипстер» // Царьград. — 2018. — 5 июня. — URL: https://yandex.ru/turbo/tsargrad.tv/s/news/gde-net-dna-tambezdna-v-jestonii-vypustili-komiks-hipster-gitler_137125.

5. Гурска, К. Книга С. Алексиевич «У войны не женское лицо» как циклическое художественно-документальное явление: структура и поэтика / К. Гурска. — Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2018. — Т. 23. — № 2. — С. 198—207.

6. «Дна не существует»: в Эстонии издали комикс про Гитлера-хипстера // Пятый канал. — 2018. — 5 июня. — URL: https://www.5-tv.ru/news/206209/. — Текст : электронный.

7. Дубинин, С. И. Актуальные социально-политические тенденции в ФРГ в зеркале комиксов / С. И. Дубинин, Ю. А. Ейкалис. — Текст : непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные. Гуманитарные, медико-биологические науки. — 2017. — Т. 19. — № 2. — С. 68—74.

8. Ерохина, Т. И. Кинокомикс как мифотекст современной массовой культуры / Т. И. Ерохина, К. К. Бадиль. — Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 3. — С. 359—363.

9. Издана первая в РФ книга комиксов о Великой Отечественной войне // Радио Свобода. — 2015. — 21 сент. — URL: https://www.svoboda.org/a/27260578.html. — Текст : электронный.

10. Каменский, М. В. Дискурсивные средства прагматического воздействия в цикле графических романов Арта Шпигельмана «Maus» / М. В. Каменский. — Текст : непосредственный // Гуманитарные и юридические исследования. — 2017. — №4. — С. 189—194.

11. Карасик, О. Б. Комикс о Холокосте: «Маус» А. Шпигельмана и «Приключения Кавалера и Клея» М. Чабона / О. Б. Карасик, А. В. Струкова. — Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — №3 (45). —С. 101—106.

12. Ковалева Л. С. Образ супергероя в современном американском кинокомиксе / Л. С. Ковалева // Научный электронный журнал Артикульт. — 2018. — №1. — С. 104—108.

13. «Комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать»: Мединский выступил против создания комиксов об исторических событиях // DTF. — 2019. — 4 сент. — URL: https://dtf.ru/life/67872-komiksy-eto-dlya-teh-kto-ploho-umeet-chitatmedinskiy-vystupil-protiv-sozdaniya-komiksov-ob-istoricheskihsobytiyah?comments. — Текст : электронный.

14. Лесин, А. «К чёрту эту войну!» / А. Лесин. — URL: https:// warspot.ru/13754-k-chyortu-etu-voynu. — Текст : электронный.

15. Мартинович, Д. «Важно знать, как войну видели женщины». Японец о создании комикса по книге Алексиевич / Д. Мартинович, Ю. Корнюшко. — URL: https://news.tut.by/culture/645800.html. — Текст : электронный.

16. Симакова, С. Автономия изображений: о месте авторских рисунков в современной коммуникации научнопопулярной тематики / С. Симакова, С. Панюкова, И. Топчий. — Текст : непосредственный // Przegląd Wschodnioeuropejski. — 2019. — № 10 (1). — С. 337—345.

17. Фетисова, Т. А. Комикс — порождение американской массовой культуры. Аналитический обзор / Т. А. Фетисова. — Текст : непосредственный // Вестник культурологии. — 2019. — № 3. — С. 174—192.

18. Чесноков, Э. Захарова осудила эстонские комиксы про «Гитлера-хипстера» / Э. Чесноков. — Текст : электронный // Комсомольская правда. — 2019. — 1 авг. — URL: https://www.ural.kp.ru/daily/27010/4072353/.

19. Beintker, N. Anne Franks Tagebuch in Bildern / N. Beintker. — URL: https://www.deutschlandfunk.de/graphic-novelanne-franks-tagebuch-in-bildern.1310.de.html?dram:article_id=399596. — Text : electronic.

20. Belka, Ju. War and Holocaust comics as postmodern art / Ju. Belka. — URL: http://nauka-rastudent.ru/27/3268/. — Text : electronic.

21. Berkovitz, U. Hipster-Hitler treibt Nazi-Größen in den Wahnsinn / U. Berkovitz. — URL: https://www.welt.de/kultur/article11739805/Hipster-Hitler-treibt-Nazi-Groessen-in-den-Wahnsinn. — Text : electronic.

22. Carr, J. Hipster Hitler: Auswahl und Übersetzung für die deutsche Ausgabe: S. Kleiner / J. Carr, A. Kumar. — Köln : DuMont Buchverlag, 2013. — 128 S. — Text : unmediated.

23. Charley’s War Series // Penguin Random House. — URL: https://www.penguinrandomhouse.com/series/EDK/charleyswar. — Text : electronic.

24. Clarkson, A. Virual Heroes: Boys, Masculinity and Historical Memory in War Comics 1945 — 1995 / A. Clarkson. — Text : unmediated // Thymos: Journal of Boyhood Studies. — 2008. — № 2. — P. 175—185.

25. Clement, K. Der Holocaust als Comic. — URL: https://www.deutschlandfunkkultur.de/art-spiegelman-wird-70-der-holocaust-als-comic.2165.de.html?dram:article_id=410866. — Text : electronic.

26. Comics, die Kasse machen. — URL: https://www.spiegel.de/kultur/literatur/comic-bestseller-2019-timur-vermes-stellt-diekassenerfolge-vor-a-1281598.html. — Text : electronic.

27. Comic-Rezensionen von Timur Vermes. — URL: https://www.spiegel.de/thema/comic_rezensionen_von_timur_vermes/. — Text : electronic.

28. Geschichte im Comic: Grabenkrieg // Denk|mal. Geschichte 7/8. Baden-Württemberg. — Braunschweig : Schroedel-Verlag. — S. 258—259.

29. Gundemann, Ch. Real Imagination? Holocaust Comics in Europe / Ch. Gundemann. — Text : unmediated // Revisiting Holocaust Representation in the Post-Witness Era. — London : Palgrave Macmillan, 2015. — P. 231—250.

30. Hitler-Comic in der Schule. — URL: https://www.dw.com/de/hitler-comic-in-der-schule/a-4400642. — Text : electronic.

31. Introduction à l'art du manga // Etudes. — 2017. — Juillet. — URL: https://www.revue-etudes.com/article/introductiona-l-art-du-manga-18635. — Text : electronic.

32. Jekal, J. Spannung mit dem Zeigenfinger. — URL: https:// taz.de/!5607667/. — Text : electronic.

33. Jachimiak, P.H. “Woolly Bears and Toffee Apples”: History, Memory, and Masculinity in Charley's War / P. H. Jachimiak. — Text : unmediated // The Lion and the Unicorn. — 2008. — № 2 (13). — P. 162—175.

34. Johnston, R. The Nazi Propaganda Charges Against Uber. — URL: https://bleedingcool.com/comics/the-nazi-propaganda-charges-against-uber/. — Text : electronic.

35. Keller, H. Elender Krieg! Französischer Comic-Meister Jacques Tardi eröffnet seine grosse Schau / H. Keller. — Text : electronic // Aargauer Zeitung. — URL: https://www.aargauerzeitung.ch/kultur/elender-krieg-franzosischer-comic-meister-jacques-tardi-eroffnet-seine-grosse-schau-ld.1325504.

36. King, E. [Review] Über volume 1 by Kieron Gillen / E. King. — URL: https://hexdimension.com/2014/04/reviewuber-volume-1-kieron-gillen/. — Text : electronic.

37. Landsberg, T. Das Tagebuch der Anne Frank als Comic / T. Landsberg. — Text : electronic // Deutsche Welle. — 20.10.2017. — URL: https://www.dw.com/de/das-tagebuch-der-anne-frank-als-comic/a-41031618.

38. Lippold, M. Komm auf die dunkle Seite des Lebens / M. Lippold. — URL: https://www.n-tv.de/leute/buecher/Komm-auf-die-dunkle-Seite-des-Lebens-article17279976.html. — Text : electronic.

39. Marx, B. Mickey à Gurs : Les carnets de dessins de Horst Rosenthal / B. Marx. — URL: https://www.ajcf.fr/IMG/pdf/Mickey_ a_Gurs.pdf. — Text : electronic.

40. Menia, F. Mickey Mouse, une «figure de l'innocence» au camp de Gurs / F. Menia. — Text : electronic // Le Figaro. — 21.10.2014. — URL: https://www.lefigaro.fr/bd/2014/10/21/03014-20141021ARTFIG00017-mickey-mouse-une-figure-del-innocence-au-camp-de-gurs.php.

41. Morgan, G. Speaking the Unspeakable and Seeing the Unseeable: The Role of Fantastika in Visualising the Holocaust, or, More Than Just Maus / G. Morgan. — URL: https://www.lancaster.ac.uk/luminary/issue6/issue6article3.htm. — Text : electronic.

42. Morrison, R. «White Death» / R. Morrison, Ch. Adlard. — Berkley : Image Comics, 2014. — 104 p. — Text : unmediated.

43. Narrative zwischen Fakt und Fiktion — Der Holocaust im Comic. — URL: https://www.geisteswissenschaften.fuberlin.de/friedrichschlegel/aktivitaeten/Workshops_Tagungen_Vortraege/2018-10-25-Narrative-zwischen-Fakt-und-Fiktion/in dex.html. — Text : electronic.

44. Ousselin, E. Une boucherie pour rien: la Grande Guerre dans les bandes dessinées de Jacques Tardi / E. Ousselin. — Text : electronic // Belphégor. — 2016. — № 14. — URL: http://journals.openedition.org/belphegor/815.

45. Pehlke, S. Graphic Novel über das Attentat vom 20. Juli 1944 / S. Pehlke. — URL: https://www.abendblatt.de/kulturlive/article226527693/Graphic-Novel-ueber-das-Attentat-vom-20-Juli-1944.html. — Text : electronic.

46. Probst, R. Stauffenbergs Tat / R. Probst. — URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/stauffenberg-hitler-1.4523970. — Text : electronic.

47. Ribbens, K. Die Darstellung des Zweiten Weltkriegs in europäischen Comics — Eine Fallstudie populärer Geschichtskultur / K. Ribbens. — Text : unmediated // History Goes Pop. Zur Repräsentation von Geschichte in populären Medien und Genres. — Bielefeld : Transcript, 2009. — S. 121—145.

48. Rosenfeld, G. D. Hi Hitler!: how the Nazi past is being normalized in contemporary culture / G. D. Rosenfeld. — Cambridge University Press, 2015. — 456 p. — Text : unmediated.

49. Schröder, N. 20. Juli 1944. Biographie eines Tages / N. Schröder. — Berlin-Brandenburg, 2019. — 144 S. — Text : unmediated.

50. Steffes, A. Deutschland, ein „Comic-Entwicklungsland“ / A. Steffes. — URL: https://www.dw.com/de/deutschland-eincomic-entwicklungsland/a-19128927. — Text : electronic.

51. Ufer, G. Der Holocaust im Comic. In scharfem Kontrast zur Realität in den Lagern / G. Ufer. — URL: https://www.deutschlandfunkkultur.de/der-holocaust-im-comic-in-scharfem-kontrastzur-realitaet.2156.de.html?dram:article_id=431643. — Text : electronic.

52. Vermes, T. Comics über Flüchtlinge: Nächstenliebe allein reicht nicht / T. Vermes. — URL: https://www.spiegel.de/kultur/literatur/comics-ueber-fluechtlinge-der-riss-dem-krieg-entronnen-und-liebe-deinen-naechsten-a-1173555.html. — Text : electronic.

53. Vermes, T. Fragen Sie die Alten — solange es noch geht / T. Vermes. — URL: https://www.spiegel.de/kultur/literatur/ichrene-tardi-von-jacques-tardi-vati-fragen-mutti-fragen-alle-fragena-1251557.html. — Text : electronic.

54. Vermes, T. Wann wurde Snoopy denn so brav? / T. Vermes. — URL: https://www.spiegel.de/kultur/literatur/peanuts-werkausgabe-komplett-charles-m-schulz-meisterhafte-comicserie-a-1241725.html. — Text : electronic.

55. Wiegel, M. Mein Vater, der Kriegsgefangene 16402 / M. Wiegel. — URL: https://www.faz.net/aktuell/gesellschaft/menschen/jacques-tardi-comics-ueber-den-zweiten-weltkrieg-13546000.html?printPagedArticle=true#pageIndex_2. — Text : electronic.

56. Wiesel, E. Art and the Holocaust: Trivializing Memory / E. Wiesel. — URL: https://www.nytimes.com/1989/06/11/movies/art-and-the-holocaust-trivializing-memory.html. — Text : electronic.


Для цитирования:


Грибан И.В., Зиннатуллина З.Р. Репрезентация истории мировых войн в комиксах: от трагичного до комичного. Политическая лингвистика. 2021;(3):133-144. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_13

For citation:


Griban I.V., Zinnatullina Z.R. Representation of the History of World Wars: From the Tragic to the Comic. Political Linguistics. 2021;(3):133-144. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_13

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)