Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ТЕКСТОВЫЕ ДЕЛИКТЫ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу понятия «неэтичная реклама». Проблема нарушения этических норм пронизывает все сферы общественной жизни, и рекламный дискурс как один из видов институционального общения также оказывается подверженным этим нарушениям. Опираясь на критерии этичности в рекламе, выявленные А. В. Малик, авторы анализируют нарушения этических норм, вызванные умышленной двусмысленностью рекламного текста. Данная двусмысленность может возникать при обыгрывании омонимии или полисемии как литературных, так и внесистемных языковых единиц. Подобная игра «на грани фола» создает текстовые деликты, которые могут появляться в рекламном слогане или в названии коммерческого объекта. Авторы выделяют две группы текстов, в которых зафиксировано данное явление. К первой группе относятся слоганы и коммерческие имена, вызывающие ассоциации с непристойными, бранными словами. Во вторую группу объединяются тексты по признаку противоречия сложившимся в обществе правилам поведения, приличия и хорошего тона. В результате анализа текстового материала авторы приходят к выводу, что отсутствие четких критериев при определении норм этики в рекламной коммуникации не позволяет в полной мере осуществлять регулирование рекламной деятельности, что приводит к частому появлению неэтичной и аморальной рекламы, которая не только привлекает внимание реципиента, но и оказывает влияние на формирование новых ценностей и моделей поведения.

Об авторах

Т. А. Кутенева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. Г. Букина
Уральский юридический институт МВД России
Россия


Список литературы

1. Амири Л. П. Игровой потенциал многозначности, или Один из способов «каламбуринга» в современной рекламной коммуникации // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 2 (126). С. 6-12.

2. Амири Л. П. Текстовые деликты, или «шоковые» способы воздействия на потребителя в креолизованных рекламных текстах [Электронный ресурс] // Медиаскоп : электр. науч. журн. 2013. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1304.

3. Блинов В. А., Шевелев Ф. А. Русский народный мат : толковый словарь. - Екатеринбург : Урал. литератор, 2002. 205 с.

4. Голубева Г. А. Этика : учеб. - М. : Экзамен, 2005. 320 с.

5. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика : учеб. - М. : Гардарики, 2004. 472 с.

6. Каримова Л. И. Социальная психология и реклама : учеб. пособие для вузов. - Ташкент : Издат.-полиграф. дом им. Г. Гуляма, 2004. 120 с.

7. Логвиненко О. Н. Деловая культура : учеб.-метод. пособие. - Бобруйск : БФ БГЭУ, 2007. 162 с.

8. Малик А. В. Этический аспект в рекламе: нормы и отклонения // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18-20 апр. 2016 г.) : в 2 т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. Т. 2. С. 112-115.

9. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона. - СПб. : Норинт, 2001. 720 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. - М. : Азбуковник, 1999. 944 с.

11. Олянич А. В. Рекламный дискурс и его конститутивные признаки // Рекламный дискурс и рекламный текст : коллектив. моногр. - М. : Флинта - Наука, 2011. С. 10-38.

12. О рекламе (с изменениями на 31 дек. 2017 г.) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/901971356.

13. Разин А. В. Этика : учеб. для вузов. - М. : Академический проект, 2006. 624 с.

14. Романова Т. П. Теория и методика создания коммерческих наименований и рекламных текстов : учеб. пособие для слушателей образовательной программы «Рекламная и издательская деятельность». - Самара : Универс групп, 2008. 156 с.

15. Российский рекламный кодекс [Электронный ресурс] / Совет ассоциаций медийной индустрии (САМИ). URL: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=349.

16. Уваров Н. Тёща моя… И в шутку, и в серьез. - М. : Инфра-Инженерия, 2014. 90 с.

17. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - СПб. : Питер, 1999. 736 с.


Для цитирования:


Кутенева Т.А., Букина Т.Г. ТЕКСТОВЫЕ ДЕЛИКТЫ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ. Политическая лингвистика. 2018;(2):130-135.

For citation:


Kuteneva T.A., Bukina T.G. TEXTUAL DELICTS IN ADVERTISING DISCOURSE. Political Linguistics. 2018;(2):130-135. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)