Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Метафорические образы президентов Грузии Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили: универсальные и персонифицированные метафорические модели

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_04_06

Полный текст:

Аннотация

Перспективным направлением, изучающим вербальные образы, речевые портреты политиков, аксиологические характеристики образов политических деятелей, является лингвополитическая персонология. В рамках данного направления изучаются метафорические образы политиков, формируемые активно развивающимися СМИ. Данная статья посвящена исследованию метафорических портретов политических лидеров: проанализированы метафорические образы грузинских политиков Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили. Исследование было выполнено на материале британских СМИ: методом сплошной выборки отобрано и проанализировано свыше 2000 метафорических единиц (примерно равное количество для обоих политиков). Метафорический образ политика представляет совокупность метафорических моделей, которые могут быть дифференцированы по количественному показателю. Сопоставительный анализ метафорических образов политиков позволяет выделить универсальные, характерные для обоих политиков, и индивидуальные, свойственные конкретному политику, образы. Универсальными метафорическими моделями являются доминантные метафорические модели «ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ — ЭТО ВОИН», «ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ — ЭТО ИГРОК», которые востребованы в метафорических образах Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили. Прагматический потенциал, смысловое наполнение метафор зависит от контекста, однако следует отметить, что в начале президентского срока количество позитивных образов значительно выше, чем в конце. В метафорическом образе Э. Шеварднадзе персонифицированная модель — «Э. ШЕВАРДНАДЗЕ — ЭТО ЛИСА». В метафорическом образе М. Саакашвили к персонифицированным моделям можно отнести метафорические модели «М. СААКАШВИЛИ — ЭТО СУМАСШЕДШИЙ», «М. СААКАШВИЛИ — ЭТО КЛОУН». Анализ показал, что универсальные метафорические модели относятся к группе высокочастотных, а персонифицированные — к среднечастотным метафорическим моделям. Следует отметить, что персонифицированным метафорическим моделям в большей степени свойственна негативная тональность.

Об авторе

О. И. Михневич
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Михневич Ольга Игоревна - аспирант, кафедра межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.



Список литературы

1. Барышникова, Г. В. Метафорическое создание политического образа руководителя России в западных СМИ (на материале англо-американской и французской прессы) / Г. В. Барышникова, И. И. Дубинина. — Текст : электронный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4 (137). — С. 179—185. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-sozdanie-politicheskogo-obraza-rukovoditelya-rossii-v-zapadnyh-smi-na-materiale-anglo-amerikanskoy-i-frantsuzskoy (дата обращения: 04.06.2021).

2. Башкатова, Ю. А. Метафорический образ внешности политика в российском дискурсе СМИ / Ю. А. Башкатова. — Текст : электронный // Политическая лингвистика. — 2010. — № 2. — С. 97—100. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskiy-obraz-vneshnosti-politika-v-rossiyskom-diskurse-smi (дата обращения: 25.05.2021).

3. Вагенляйтнер, Н. В. Языковой образ женщины-политика в аспекте характеризации внешности (на материале печатных СМИ) / Н. В. Вагенляйтнер. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2011. — № 3. — С. 180—183.

4. Гасюкова, К. Х. Лингвопрагматические средства создания образа современного российского политика в англоязычной прессе / К. Х. Гасюкова. — Текст : электронный // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. — 2018. — № 16. — С. 62— 66. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopragmaticheskie-sredstva-sozdaniya-obraza-sovremennogo-rossiyskogo-politikav-angloyazychnoy-presse (дата обращения: 08.06.2021).

5. Дзюба, Е. В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре : моногр. / Е. В. Дзюба ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2011. — 224 с. — Текст : непосредственный.

6. Кислицына, Н. Н. Реализация коннотационного потенциала метафоры при создании образа женщины-политика (на материале англоязычных СМИ) / Н. Н. Кислицина, Т. В. Мельниченко. — Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2020. — № 65. — С. 92—108.

7. Кирсанова, А. М. Образ Китая в российских специализированных Интернет-СМИ / А. М. Кирсанова. — Текст : электронный // Архонт. — 2019. — № 3 (12). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-kitaya-v-rossiyskih-spetsializirovannyh-internet-smi (дата обращения: 08.06.2021).

8. Козджаз, У. Положение турецкой прессы и образ Советского Союза в турецкой прессе на самом начальном этапе Второй мировой войны / У. Козджаз. — Текст : электронный // Исторический журнал: научные исследования. — 2018. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-turetskoy-pressy-i-obraz-sovetskogo-soyuza-v-turetskoy-presse-na-samom-nachalnom-etape-vtoroy-mirovoy-voyny (дата обращения: 08.06.2021).

9. Руженцева, Н. Б. Лингвополитическая персонология: коммуникативные портреты / Н. Б. Руженцева, Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова ; Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А. П. Чудинов. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — 142 с.

10. Сегал, Н. А. Зоонимичная лексика как источник метафоризации в медиатекстах (на примере ключевой единицы лиса) / Н. А. Сегал, И. А. Сикстова. — Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. — 2017. — № 11. — С. 165—168.

11. Слободенюк, Е. А. Прецедентность в создании метафорического образа немецкого политика в современном британском медиадискурсе / Е. А. Слободенюк. — Текст : электронный // Вестник КРАУНЦ (Камчатской региональной ассоциации «Учебно-научный центр»). Гуманитарные науки. — 2018. — № 2 (32). — С. 43—46. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnost-v-sozdanii-metaforicheskogo-obraza-nemetskogo-politika-v-sovremennom-britanskom-mediadiskurse (дата обращения: 04.06.2021).

12. Стрельников, А. М. Метафорический оценочный портрет И. М. Хакамады в дискурсе президентских выборов / А. М. Стрельников. — Текст : электронный // Политическая лингвистика. — 2005. — № 16. — C. 115—120. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskiy-otsenochnyy-portret-i-m-hakamady-v-diskurse-prezidentskih-vyborov (дата обращения: 04.06.2021).

13. Хачмафова, З. Р. Метафорическое моделирование образа политика в медиадискурсе / З. Р. Хачмафова, Н. В. Погребняк. — Текст : электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2018. — № 4 (227). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-modelirovanie-obraza-politika-v-mediadiskurse (дата обращения: 5.06.2021).

14. Aaldering, L. Political leaders and the media. Can we measure political leadership images in newspapers using computer-assisted content analysis? / L. Aaldering, R. Vliegenthart. — Text : electronic. — URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11135-015-0242-9.pdf (date of access: 05.06.2021).

15. O'Neill, D. Women politicians in the UK press: not seen and not heard? / D. O'Neill, H. Savigny, V. Cann. — Text : electronic // Feminist Media Studies. — 2016. — Vol. 16. — P. 293—307. — URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14680777.2015.1092458.

16. Petrone, E. Obama as Kennedy: The Media's Role in Branding a Politician / E. Petrone. — 2012. — URL: https://www.proquest.com/docview/2206743389/BE87387D33684D13PQ/10 (date of access: 6.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Михневич О.И. Метафорические образы президентов Грузии Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили: универсальные и персонифицированные метафорические модели. Политическая лингвистика. 2021;(4):52-60. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_04_06

For citation:


Mikhnevich O.I. Metaphorical Images of the Presidents of Georgia E. Shevardnadze and M. Saakashvili: Universal and Personalized Metaphorical Models. Political Linguistics. 2021;(4):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_04_06

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)