Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации в предвыборном дискурсе (на материале предвыборных выступлений кандидатов на пост председателя партии ХДС Германии)

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_03

Полный текст:

Аннотация

Изучаются тактики коммуникативной стратегии самопрезентации на материале предвыборных выступлений претендентов на пост председателя партии ХДС Германии А. Лашета и Ф. Мерца в январе 2021 года. Рассматриваются характерные признаки предвыборной речи, раскрывается понятие самопрезентации, а также роль коммуникативной стратегии самопрезентации в предвыборной политической борьбе. Выявленные тактики реализуемой стратегии в рамках предвыборного дискурса разделяются на традиционные и специфические. Делается вывод о доминировании в исследуемом материале тактик «на повышение» при минимальном использовании тактик «на понижение», что обусловлено спецификой политической борьбы внутри одной партии; победа А. Лашета на выборах объясняется использованием необычной для данного дискурса тактики самопрезентации в сочетании с невербальными средствами речевого воздействия. Наиболее популярными в проанализированных речах оказались тактики отождествления, солидаризации, дистанцирования, нейтрализации негативного мнения, нарушения общепринятых норм. А. Лашету удалось представить собственный образ более личным и тем самым добиться большей эффективности в стремлении завоевать электоральное большинство. В отличие от имиджа Ф. Мерца — технократа, готового к политическим спорам, А. Лашет создал образ примирителя и объединителя. На языковом уровне А. Лашет стремится к отождествлению с избирателями из самых разных социальных групп, используя, в частности, разговорные выражения, общеупотребительные устойчивые выражения, образные выражения и ссылки на прецедентные тексты. 

Об авторе

Л. Г. Виниченко
Южный федеральный университет
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, 

344000, г. Ростов-на-Дону, Университетский пер., 93



Список литературы

1. Bewerbungsrede Armin Laschet // Bundesparteitag (digital). — 2021. — 15./16. Januar. — URL: http://webcache.googleuser content.com/search?q=cache:-es793gFYMcJ:www.cdunrw.de/sites/www.neu.cdu-nrw.de/files/downloads/210121_rede_laschet_33_bpt_wahl_vorsitz.pdf+&cd=5&hl=ru&ct=clnk&gl=ru. — Text : electronic.

2. WELT DOKUMENT: Der Streitbare - So hat sich Friedrich Merz um den CDU-Vorsitz beworben // Youtube. — 2021. — 16 Jan. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=vJBJSdversU. — Video : electronic.

3. Борис, А. М. Речевая стратегия самопрезентации в немецкоязычном имиджевом интернет-дискурсе : 10.02.04 : дис. … канд. филол. наук / Борис А. М. — Архангельск, 2018. — 199 с. —— Текст : непосредственный.

4. Борис, А. М. Речевые стратегии самопрезентации немецких фирм на официальных сайтах / А. М. Борис. — Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2015. — № 5. — С. 34—37.

5. Гайкова, О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации : 10.02.04: автореф. дис. … канд. филол. наук / Гайкова О. В. — Волгоград, 2003. — 20 с. — Текст : непосредственный.

6. Калинин, К. Е. Коммуникативные стратегии убеждения в англоязычном политическом дискурсе : 10.02.04 : автореф. … дис. кандид. филол. наук / Калинин К. Е. — Нижний Новгород, 2009. — 20 с. — Текст : непосредственный.

7. Кашкина, О. В. Оценочный аспект самопрезентации политиков в СМИ / О. В. Кашкина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2006. — № 17. — С. 101—123.

8. Крижановская, Е. М. Коммуникативные стратегии и тактики публичных выступлений кандидатов в депутаты регионального уровня / Е. М. Крижановская. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2016. — № 5 (59). — С. 82—85.

9. Кубрак, Т. А. Речевое выражение самопрезентации и ее место в интенциональной структуре дискурса / Т. А. Кубрак. — Текст : непосредственный // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — 2008. — № 11. — С. 40—47.

10. Кулинич, Е. В. Специфика самопрезентации как коммуникативного намерения / Е. В. Кулинич. — Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 299. — С. 7—10.

11. Куницына, В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 544 с. — Текст : непосредственный.

12. Окунева, И. О. Приемы речевого воздействия в печатных СМИ России, Великобритании, США и Канады / И. О. Окунева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2011. — Вып. 4 (38). —С. 104—116.

13. Паршина, О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты : 10.02.01 : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Паршина О. Н. — Саратов, 2005. — 48 с. — Текст : непосредственный.

14. Сергеева, Е. В. К вопросу о некоторых манипулятивных приемах в текстах предвыборной агитации (на материале кампании 2011 г.) / Е. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2012. — 2 (40). — С. 46—52.

15. Цуциева, М. Г. Актуализация языковой личности политика в современном немецком политическом дискурсе : 10.02.04 : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Цуциева М. Г. — Санкт-Петербург, 2019. — 40 с. — Текст : непосредственный.

16. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие / А. П. Чудинов. — 6-е изд., стер. — Москва : Флинта, 2020. —256 с. — Текст : непосредственный.

17. Шапочкин, Д. В. Когнитивно-речевые стратегии и тактики в публичных речах бундесканцлера ФРГ А. Меркель / Д. В. Шапочкин, А. А. Андреева. — Текст : непосредственный //Политический дискурс в парадигме научных исследований : сборник статей международной научной конференции / под ред. канд. филол. наук, доц. Д. В. Шапочкина. — Тюмень : Вектор Бук, 2014. — С. 78—92.

18. Borisov, V. Kommunikationsstrategien und Selbstdarstellung im politischen Fernsehinterview / V. Borisov. — 2012. — URL: file:///C:/Users/1D1D~1/AppData/Local/Temp/Dokument_59.pdf (date of access: 30.06.2021). — Text : electronic.

19. Rhein, L. Selbstdarstellung in der Wissenschaft: eine linguistische Untersuchung zum Diskussionsverhalten von Wissenschaftlern in interdisziplinären Kontexten. — Peter Lang International Academic Publishers, 2015. — S. 499. — Text : unmediated.


Рецензия

Для цитирования:


Виниченко Л.Г. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации в предвыборном дискурсе (на материале предвыборных выступлений кандидатов на пост председателя партии ХДС Германии). Политическая лингвистика. 2021;(5):29-37. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_03

For citation:


Vinichenko L.G. Realization of the Communicative Strategy of Self-Presentation in Pre-Election Discourse (Based on the Material of Pre-Election Speeches of the Candidates for the Post of Chairman of the CDU Party of Germany). Political Linguistics. 2021;(5):29-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_03

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)