Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Стратегии подстройки нерелевантной информации в дискурсе британских СМИ

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_11

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются часто используемые в британских СМИ способы манипулирования информацией, связанные с внедрением в текст публикации нерелевантных для заявленной темы сведений, которые оказывают влияние на восприятие текста, частично меняя контекст этого восприятия, что приводит к формированию у адресата нужной манипулятору картины описываемых событий. Анализируя этот феномен на примере не связанных с политикой публикаций из разделов «Sport» и «Travel» британской газеты «The Guardian», мы обнаружили, что нерелевантные смыслы обычно встраиваются в содержание текста путем целенаправленного объединения нерелевантной и релевантной информации в рамках одного высказывания или цепочки высказываний с использованием соответствующих средств когезии. Основывая свой анализ на главных положениях теории релевантности (D. Wilson, D. Sperber, 2002), мы выяснили, что введение нерелевантной информации в текст при этом осуществляется различными способами, которые мы обозначили как стратегии подстройки нерелевантных смыслов. Было выделено и описано четыре таких стратегии, регулярно используемые авторами этого издания: толкование, косвенная референция, добавление и комментирование. Использование этих стратегий приводит к политизации нейтрально-бытового дискурса, каковым можно считать репортажное описание спортивных, культурных или других связанных с обычной жизнью людей событий с места их непосредственного наблюдения. В результате применения таких приемов тексты, призванные информировать читателей об этих событиях, становятся инструментом идеологизации их сознания и оказывают воздействие на восприятие ими реальности. Стратегии подстройки нерелевантных смыслов, которые мы рассмотрели в данной статье, являются тонким инструментом манипулирования сознанием, поскольку позволяют автору текста формировать нужный ему фоновый контекст восприятия, вводя в повествование подобранную определенным образом информацию даже без использования эксплицитно-оценочной лексики, ярких метафор и других аксиологически коннотированных языковых средств. 

Об авторах

Л. В. Цурикова
Воронежский государственный университет
Россия

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии, факультет романо-германской филологии,

394006, г. Воронеж, пл. Ленина, 10



С. А. Степанищева
Воронежский государственный университет
Россия

аспирант кафедры английской филологии,

394006, г. Воронеж, пл. Ленина, 10



Список литературы

1. Russians enjoy dream World Cup opening despite Robbie Williams’ middle finger. — URL: https://www.theguardian.com/football/2018/jun/14/russia-dream-world-cup-opening-robbiewilliams-finger. — Text: electronic.

2. Pomp, absurdity and goals galore get Russia’s show off to a delirious start. — URL: https://www.theguardian.com/football/2018/jun/14/pomp-absurdity-goals-galore-russias-show-deliriousstart. — Text: electronic.

3. ‘Ros! Si! Ya!’ Energised Russia is one nation under a World Cup chant. — URL: https://www.theguardian.com/football/2018/jun/20/world-cup-energised-russia-becomes-one-nation-under-achant. — Text: electronic.

4. A wild night: Russia win and Moscow parties as never before. — URL: https://www.theguardian.com/football/2018/jul/02/russia-win-moscow-parties-spain-world-cup. — Text: electronic.

5. Four weeks of endless drama in Russia has re-energised World Cup. — URL: https://www.theguardian.com/football/2018/jul/16/weeks-endless-drama-russia-re-energised-world-cup. — Text: electronic.

6. It’s -24C in Russia — but life goes on. — URL: https://www.theguardian.com/world/. — Text: electronic.

7. 2010/feb/02/snow-russia-weather. — Text: electronic.

8. Blood, sweat and beers: Russia down but proud after World Cup exit. — URL: https://www.theguardian.com/football/2018/jul/08/russia-world-cup-exit-proud-croatia-penalties. — Text: electronic.

9. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. — Москва: Изд-во МГУ, 1997. — 344 с. — Текст: непосредственный.

10. Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С. А. Зелинский. — СанктПетербург: Скифия, 2008. — 280 с. — Текст: непосредственный.

11. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. КараМурза. — Москва: Алгоритм, 2004. — 830 с. — Текст: непосредственный.

12. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика: учеб. пособие / А. П. Чудинов. — Москва: Флинта: Наука, 2006. — 256 с. — Текст: непосредственный.

13. Чудинов, А. П. Российская политическая лингвистика: этапы становления и ведущие направления / А. П. Чудинов. — Текст: непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2003. — № 1. — С. 19—31.

14. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. — Москва: Гнозис, 2004. — 326 с. — Текст: непосредственный.

15. Шпербер, Д. Релевантность / Д. Шпербер, Д. Уилсон. — Текст: непосредственный // Новое в зарубежной лингвистике. — Москва: Прогресс, 1988. — Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. — С. 212—233.

16. Dijk, T. van. Discourse and Manipulation / T. van Dijk. — Text: unmediated // Discourse & Society. — 2006. — Vol. 17 (2). — P. 359—383.

17. Dijk, T. van. Discourse, knowledge, power and politics: Towards critical epistemic discourse analysis / T. van Dijk. — Text: unmediated // Critical Discourse Studies in Context and Cognition / C. Hart (ed.). — Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2011. — P. 27—64.

18. Dijk, T. van. Relevance assignment in discourse comprehension / T. van Dijk. — Text: unmediated // Discourse Processes. — 1979. — Vol. 2. — P. 113—126.

19. Dor, D. On newspaper headlines as relevance optimizers / D. Dor. — Text: unmediated // Journal of Pragmatics. — 2003. — Vol. 35 (5). — P. 695—721.

20. Hart, C. Argumentation Meets Adapted Cognition: Manipulation in Media Discourse on Immigration / C. Hart. — Text: unmediated // Journal of Pragmatics. — 2013. — Vol. 59. — P. 200—209.

21. Maillat, D. Constraining Context: A Pragmatic Account of Cognitive Manipulation / D. Maillat, S. Oswald. — Text: unmediated // Critical Discourse Studies in Context and Cognition / C. Hart (ed.). — Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2011. — P. 65—80.

22. Maillat, D. Defining Manipulative Discourse: The Pragmatics of Cognitive Illusions / D. Maillat, S. Oswald. — Text: un mediated //International Review of Pragmatics. — 2009. — Vol. 1 (2). — P. 348—370.

23. Saussure, L. Manipulation and cognitive pragmatics: Preliminary hypothesis / L. de Saussure. — Text: unmediated // Manipulation and Ideologies in the Twentieth Century: Discourse, Language, Mind / L. de Soussure, P. J. Schulz (eds.). — Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2005. — P. 113—145.

24. Scheufele, D. A. Framing, Agenda Setting, and Priming: The Evolution of Three Media Effects Models / D. A. Scheufele, D. Tewksbury. — Text: unmediated //Journal of Communication. — 2007. — Vol. 57. — P. 9—20.

25. Wilson, D. Relevance Theory / D. Wilson, D. Sperber. — Text: unmediated // Handbook of Pragmatics / L. Horn, G. Ward (eds.). — Oxford: Blackwell, 2002. — P. 249—287.


Рецензия

Для цитирования:


Цурикова Л.В., Степанищева С.А. Стратегии подстройки нерелевантной информации в дискурсе британских СМИ. Политическая лингвистика. 2021;(5):98-107. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_11

For citation:


Tsurikova L.V., Stepanishcheva S.A. Strategies of Incorporating Irrelevant Information in the UK Media Discourse. Political Linguistics. 2021;(5):98-107. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_11

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)