Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Анализ классификации граффити: опыт России и Китая

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_17

Полный текст:

Аннотация

Одной из основных исследовательских задач, поставленных авторами статьи, стал поиск тематических доминант в настенных изображениях городского пространства России и Китая. В работе предпринята попытка кросс-культурного анализа феномена граффити. В статье выявлена проблематика статуса стритарта в Китае и России, а также рассмотрены позиции некоторых американских исследователей касаемо положения граффити в городском пространстве и мотивации уличных художников. В рамках данной работы проанализированы методы легитимации уличного искусства в разных странах. Исследование граффити имеет междисциплинарный характер, осуществляется с точки зрения юриспруденции, социальной психологии, культурологии. Авторы статьи не только обратились к научным источникам, посвященным данной проблеме, но и задействовали широкий пласт медиаматериалов: новостные интернет-порталы, социальные сети, видеохостинги и др. Исходя из представленной эмпирической базы, в статье проанализированы разные типы граффити и их место в городском пространстве различных стран: социальный заказ, «настенный мусор», метки и др. Авторы посчитали необходимым обратить внимание и на то, как бинарная оппозиция «Запад» — «Восток» представлена в содержании графического искусства и легитимации деятельности художников стрит-арта. Проведенный анализ позволил авторам сформулировать вывод, что в большинстве теоретических источников различных направлений (юридических, культурологических, социологических) граффити понимается не только в качестве противоправного деяния, но и как результат переоценки социокультурной реальности. Общим между российскими и китайскими продуктами стритарта, по мнению авторов статьи, становится деление данного вида художественной практики на «высокую» и «низкую» разновидность. 

Об авторах

Р. Ю. Порозов
Уральский государственный педагогический университет
Россия

кандидат культурологии, аналитик отдела международных образовательных проектов, доцент кафедры философии, социологии и культурологии, 

620091, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



П. С. Клюсова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

кандидат культурологии, кафедра философии, социологии и культурологии, 

620091, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Белкин, А. И. Ментальность и социально-психологические особенности авторов граффити: автореф. … д-ра психол. наук / Белкин А. И. — Казань, 2012. — Текст: непосредственный.

2. Граффити в Китае // HUAXIA: новостной портал. — URL: http://www.huaxia.com/xw/tp/2007/00605749.html (дата обращения: 04.11.2007). — Текст: электронный.

3. Граффити в Китае / CSJAD. — Текст: электронный // CSJAD Pangolin Film and Television. — URL: http://m.51555.net/article/17359 (дата обращения: 17.07.2021).

4. Как устроена индустрия граффити в России: за кем следить, в кого инвестировать. — URL: https://style.rbc.ru/impressions/5b7d7d979a79470bee881af6 (дата обращения: 18.07. 2021). — Текст: электронный.

5. Осторожно: закрашено. В России уничтожают множество граффити-шедевров. За что власти не любят уличное искусство? // Lenta.ru. — 2020. — 21 июня. — URL: https://lenta.ru/articles/2020/06/21/graffiti/ (дата обращения: 18.07.2021). — Текст: электронный.

6. Порозов, Р. Ю. Молодежь как субъект вандальной активности в субкультуре граффити / Р. Ю. Порозов, П. С. Клюсова // Политическая лингвистика. — 2020. — № 6 (84). — С. 150-155. — DOI 10.26170/pl20-06-16.

7. Стометровая фреска на улице Хэншань в Шанхае, художник Линь Цзинань положил начало «новой волне» уличного искусства. — URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/27986729 (дата обращения: 21.07.2021). — Текст: непосредственный.

8. Уголовный кодекс Китая / под ред. проф. А. И. Коробеева и проф. А. И. Чучаева, пер. с китайского проф. Хуан Даосю. — Москва: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017. — 256 с. — Текст: непосредственный.

9. Хан-Магомедова, В. Граффити. Street art / В. Хан-Магомедова. — Litres, 2021. — 207 с. — URL: https://play.google.com/store/books/detailsВита_Хан_Магомедова_Граффити_Street_art?id=s8UUEAAAQBAJ. — Текст: электронный.

10. Чэнь Инцзе, пусть граффити изменит свое определение. — URL: http://www.docuchina.cn/2017/01/10/VIDECzwEWECVi7Cj6zFgbLTV170110.shtml (дата обращения: 21.07. 2021). — Текст: электронный.

11. Ferrell, J. Urban graffiti: Crime, Control, and Resistance / J. Ferrell. — Text: unmediated // Youth & Society. — 1995. — Vol. 27. — № 1. — P. 73—92.

12. Gómez, M. A. The Writing on Our Walls: Finding Solutions through Distinguishing Graffiti Art from Graffiti Vandalism / M. A. Gómez. — Text: unmediated // U. Mich. JL Reform. — 1992. — Vol. 26. — P. 633.

13. Gottlieb, L. Graffiti art styles: A classification system and theoretical analysis / L. Gottlieb. — McFarland, 2014. — URL: https://books.google.ru/books?id=KyNVOzSbTGkC&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (date of access: 18.07.2021). — Text: electronic.

14. Halsey, M. ‘Our Desires are Ungovernable’ Writing Graffiti in Urban Space / M. Halsey, A. Young. — Text: unmediated // Theoretical Criminology. — 2006. — Vol. 10. — № 3. — P. 275—306.

15. Lachmann, R. Graffiti as Career and Ideology / R. Lachmann. — Text: electronic // American Journal of Sociology. — 1988. — Vol. 94, no. 2. — P. 229—250 // JSTOR. — URL: www.jstor.org/stable/2780774 (date of access: 17.07.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Порозов Р.Ю., Клюсова П.С. Анализ классификации граффити: опыт России и Китая. Политическая лингвистика. 2021;(5):151-156. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_17

For citation:


Porozov R.Yu., Klyusova P.S. Analysis of Graffiti Classification: The Experience of Russia and China. Political Linguistics. 2021;(5):151-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_17

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)