Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Стратегия дискредитации как способ создания негативного образа России в британском массмедийном дискурсе, посвященном Олимпийским играм в Токио

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_19

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена выявлению спортивного медиаобраза России и российских спортсменов с точки зрения коммуникативных стратегий и тактик. Материалом проведенного исследования являются статьи, отобранные методом сплошной выборки из британских новостных сайтов, посвященные участию России и российских спортсменов на XXXII Олимпийских играх в Токио. Участие России на Олимпийских играх в Токио под флагом Олимпийского комитета России (ROC) стало для западных спортсменов и журналистов толчком к развязыванию новой «холодной войны» в рамках спортивных состязаний, что проявилось в активном использовании стратегии дискредитации в материалах британских СМИ. В ходе исследования были рассмотрены особенности использования стратегии дискредитации для создания негативного образа России в целом и российских спортсменов в частности. В рамках данной статьи проанализированы примеры использования отдельных тактик, реализующих стратегию дискредитации, таких как тактика негативной оценки, тактика «навешивания ярлыков», тактика утрирования, тактика «темного прошлого / настоящего / будущего», тактика вопроса с негативной прагматической пресуппозицией и тактика ухода от определенности. Все используемые тактики на языковом уровне в основном реализуются лексемами с отрицательной коннотацией. В результате проведенного анализа был определен вербальный отрицательно-оценочный образ России, транслируемый в британских СМИ: Россия представляется как беспринципный, относящийся с неуважением к спортивным ценностям, недостойный участник соревнований, которому нельзя доверять из-за ошибок прошлого и который в погоне за олимпийскими медалями способен на различные уловки и противоправные действия. 

Об авторах

С. А. Тихонова
Краснодарский государственный институт культуры
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков и литературы,

350028, Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33



Е. А. Перова
Краснодарский государственный институт культуры
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков и литературы,

350028, Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33



Список литературы

1. Агапова, С. Г. Информационная война: манипулятивная стратегия на понижение / С. Г. Агапова, Л. В. Гущина. — Текст: электронный // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2017. — №3 (27). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-manipulyativnaya-strategiya-na-ponizhenie (дата обращения: 10.08.2021).

2. Демушина, О. Н. Манипулятивный потенциал СМИ / О. Н. Демушина, Ю. Г. Семикина, Д. В. Семикин. — Текст: непосредственный // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. — 2015. — № 3. — С. 85—88.

3. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. — Изд. 5-е. — Москва : Издательство ЛКИ, 2008. — 288 с. — Текст: непосредственный.

4. Катенёва, И. Г. Манипулятивный потенциал иронии в газетно-публицистическом дискурсе (на материале «Новой газеты») / И. Г. Катенёва. — Текст: непосредственный // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, философия. — 2008. — Т. 7, вып. 2 : Филология. — С. 37—43.

5. Кихтан, В. В. К вопросу о манипулировании в современных СМИ / В. В. Кихтан, Б. Ю. Мамиева. — Текст: электронный // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2018. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-manipulirovanii-v-sovremennyh-smi (дата обращения: 10.08.2021).

6. Кихтан, В. В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации / В. В. Кихтан. — Текст: электронный // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2018. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-protsessov-manipulirovaniya-massovym-soznaniem-v-sovremennyhsredstvah-massovoyinformatsii (дата обращения: 10.08.2021).

7. Озюменко, В. И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции — к агрессии / В. И. Озюменко. — Текст : электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. — 2017. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediy yy-diskurs-v-situatsii-informatsionnoy-voyny-ot-manipulyatsiik-agressii (дата обращения: 10.08.2021).

8. Паршина, О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: специальность 10.02.01 «Русский язык» : дис. … д-ра филол. наук / Паршина Ольга Николаевна ; Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов, 2005. — 325 с. — Текст : непосредственный.

9. Рубцова, Е. В. Формирование стереотипного образа России в британских СМИ ХХI века / Е. В. Рубцова, Н. В. Девдариани. — Текст : электронный // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — № 3 (28). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-stereotipnogo-obraza-rossii-v-britanskih-smi-hhi-veka (дата обращения: 04.08.2021).

10. Руженцева, Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе : моногр. / Н. Б. Руженцева. — Екатеринбург : [б. и.], 2004. — 294 с. — Текст : непосредственный.

11. Федорова, К. И. Реализация речевой агрессии: стратегия дискредитации и стратегия манипулирования в англоязычных СМИ / К. И. Федорова, Н. В. Сабурова, С. В. Николаева. — Текст : непосредственный // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. — 2016. — № 5 (55). — С. 154—156.


Рецензия

Для цитирования:


Тихонова С.А., Перова Е.А. Стратегия дискредитации как способ создания негативного образа России в британском массмедийном дискурсе, посвященном Олимпийским играм в Токио. Политическая лингвистика. 2021;(5):168-174. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_19

For citation:


Tikhonova S.A., Perova E.A. Discreditation Strategy as a Means of Creation of a Negative Image of Russia in British Mass Media Discourse About Tokyo Olympic Games. Political Linguistics. 2021;(5):168-174. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_19

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)