Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Речь Д. Байдена: стратегии и тактики создания положительного имиджа

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_05

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению прагмалингвистических средств, используемых для создания положительного имиджа в речи президента Америки Д. Байдена. Автор ставит перед собой цель изучить имидж действующего президента Америки, формируемый на его официальной странице в социальной сети «Twitter». Данная цель достигается посредством выявления основных стратегий и тактик, а также языковых средств их реализации. Методологическую основу исследования образует критический дискурс-анализ. Актуальность работы обусловлена конструктивистским подходом к языку: языковые средства, используемые в речи американского лидера, рассматриваются как дискурсивный инструментарий, направленный на формирование общественного мнения. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о средствах конструирования положительного имиджа политического лидера. В ходе анализа выявлены такие стратегии, как самопрезентация, прогнозирование, эмоционализация. В рамках выделенных стратегий обозначены актуализирующие их тактики. Для стратегии самопрезентации характерны следующие тактики: эксплицитная положительная оценка, имплицитная положительная оценка, солидаризация с народом, признание собственной ответственности. Стратегия прогнозирования реализуется тактиками обещания и моделирования положительного сценария. Стратегия эмоционализации актуализируется такими тактиками, как апелляция к эмоциям, сочувствие. Сделан вывод о том, что президент Д. Байден позиционирует себя как уверенный в собственном успехе политик, возродивший Америку и посвятивший жизнь служению людям, лидер, призванный спасти нацию, облегчить страдания народа и привести страну к светлому будущему. Выявлены также личные качества действующего лидера США, такие как любовь к ближнему, патриотизм, преданность семье, способность к сопереживанию. 

Об авторе

Н. С. Данкова
Пензенский государственный университет
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык»,

440026, г .Пенза, ул. Красная, 40



Список литературы

1. Боброва, Г. Е. Имидж Дональда Трампа в Der Spiegel / Г. Е. Боброва. — Текст: непосредственный // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». — 2020. — Т. 7. — № 2 (26). — С. 70—77. — DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(2).70-77.

2. Гальчук, Д. С. Стратегии и тактики речевого воздействия Д. Трампа (на материале постов об иммиграционном кризисе на южной границе США) / Д. С. Гальчук. — Текст: непосредственный // Политическая лингвистика. — 2021. — № 4 (88). — С. 29—34. — DOI 10.26170/1999-2629_2021_04_03.

3. Горностаева, Ю. А. Лексические средства дискурсивного конструирования образа В. Путина в испанских и американских СМИ в аспекте пандемии коронавируса / Ю. А. Горностаева. — Текст: непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13, выпуск 9. — С. 246—250.

4. Данкова, Н. С. Дискурсивные стратегии репрезентации судебной власти в жанрах печатных СМИ: 10.02.19: дис. … канд. филол. наук / Данкова Н. С. — Саратов, 2018. — 209 с. — Текст: непосредственный.

5. Дементьев, В. В. Русский новояз в свете теории коммуникативных ценностей / В. В. Дементьев. — Текст: непосредственный // Политическая лингвистика. — 2010. — № 4 (34) — С. 24—40.

6. Дубровская, Т. В. Стратегии положительно-оценочной репрезентации российско-итальянских отношений в российском внешнеполитическом дискурсе (на материале сайта МИД РФ) / Т. В. Дубровская. — Текст: непосредственный // Научный диалог. — 2017. — № 10. — С. 26—40.

7. Забродкина, Е. Д. «Трудно быть богом»: эволюция политических образов Владимира Путина / Е. Д. Забродкина, В. В. Пасынкова. — Текст: непосредственный // Управленческое консультирование. — 2016. — № 2 (86). — С. 43—50.

8. Зимина, М. В. Метафорический портрет президента России в немецкоязычной прессе / М. В. Зимина, М. В. Ополовникова. — Текст: непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. — 2018. — № 4. — С. 235—239.

9. Ким, Л. Г. Образ автора и адресата в инаугурационном дискурсе / Л. Г. Ким, Е. С. Беляева. — Текст: непосредственный // Политическая лингвистика. — 2019. — № 1 (73). — С. 72—80. — DOI 10.26170/pl19-01-08.

10. Кожемякин, Е. А. Дискурс власти: философскокультурологическая интерпретация конструктов и эпистемических операций / Е. А. Кожемякин. — Текст: непосредственный // Дискурсы власти / под редакцией Н. А. Меркурьевой, А. В. Овсянникова, А. Г. Пастухова. — Орел: ООО «Горизонт», 2015. — С. 20—41.

11. Куралева, Т. В. Самопрезентация в предвыборном дискурсе: корпусное исследование (на материале предвыборных речей Б. Сандерса и Х. Клинтон) / Т. В. Куралева, В. Н. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Научный диалог. — 2018 — № 4. — С. 100—112. — DOI 10.24224/2227-1295-2018-4-100-112.

12. Кушнерук, С. Л. Образ президента — визитная карточка России: текстовые миры прессы, адресованной зарубежным читателям / С. Л. Кушнерук. — Текст: непосредственный // Политическая лингвистика. — 2010. — № 3 (33). — С. 87— 92.

13. Мишуткина, И. И. Основные черты медийного образа Дональда Трампа (на материалах немецких СМИ) / И. И. Мишуткина. — Текст: непосредственный // Архивариус. — 2019. — № 9 (42). — С. 40—42.

14. Паршина, О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Паршина О. Н. — Саратов, 2005. — 48 с. — Текст: непосредственный

15. Паршина, О. Н. Степень риторической грамотности политика как один из факторов его авторитетности / О. Н. Паршина. — Текст: непосредственный // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004. — Выпуск 4. — С. 34—42.

16. Сиротинина, О. Б. Авторитет власти и речь / О. Б. Сиротинина. — Текст: непосредственный // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004. — Выпуск 4. — С. 22—25.

17. Сур, Е. И. Способы манипулятивного воздействия на адресата с целью создания положительного образа (на материале предвыборных кампаний кандидатов в президенты РФ 2012 года) / Е. И. Сур. — Текст: непосредственный // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2014. — № 2. — С. 150—161.

18. Сычева, Е. И. Коммуникативно-прагматическая специфика моделей самопрезентации (на примере микроблога «Твиттер» Стивена Фрая) / Е. И. Сычева, А. М. Плотникова. — Текст: непосредственный // Научный диалог. — 2018. — № 12. — С. 166—178. — DOI 10.24224/2227-1295-2018-12-166-178.

19. Филиппова, С. В. Языковая репрезентация Дональда Трампа в американских СМИ / С. В. Филиппова. — Текст: непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12-3 (78). — С. 182—185.

20. Харламова, Т. В. Социальные сети как инструмент современной политической власти (на материале микроблога Д. Трампа в Твиттере) / Т. В. Харламова. — Текст: непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. — 2018. — Т. 18, № 4. — С. 396—402.

21. Хисматуллина, Л. Г. Инаугурационная речь как инструмент формирования речевого портрета президента / Л. Г. Хисматуллина, Д. Б. Гарифуллина, А. А. Гимадеева. — Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. — 2019. — № 6. — С. 231—240. — DOI 10.23683/2070-1403-2019-77-6-231-240.

22. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. — Москва: МТДГЗ «Гнозис», 2004. — 326 с. — Текст: непосредственный.

23. Шуйская, Ю. В. Синтаксические средства формирования образа политического деятеля в заголовках ведущих американских газет / Ю. В. Шуйская, Р. Ю. Анисимов, Е. А. Дроздова. — Текст: непосредственный // Научный диалог. — 2021. — № 4. — С. 168—180. — DOI 10.24224/2227-1295-2021-4-168-180.

24. Bloor, M. The Practice of Critical Discourse Analysis: An Introduction / M. Bloor, Th. Bloor. — London: Hodder Arnold, 2007. — 207 p. — Text: unmediated.

25. Dijk, T. A. van. Politics, ideology and discourse / T. A. van Dijk. — Text: unmediated // Elsevier Encyclopedia of Language and Linguistics. Volume on Politics and Language / ed. by R. Wodak. — 2006. — P. 728—740.

26. Sowińska, A. Discursive strategies in the media construction of Poland, Russia and the USA in the context of the debate on the US anti-ballistic missile defense shield in Polish and Russian quality papers / A. Sowińska, T. Dubrovskaya. — Text: unmediated // Exploring Language through Contrast / ed. by W. Skrzypczak, T. Fojt, S. Wacewicz. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2012. — P. 268—287.


Рецензия

Для цитирования:


Данкова Н.С. Речь Д. Байдена: стратегии и тактики создания положительного имиджа. Политическая лингвистика. 2021;(6):46-53. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_05

For citation:


Dankova N.S. J. Biden’s Speech: Strategies and Tactics of Creating a Positive Image. Political Linguistics. 2021;(6):46-53. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_05

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)