Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

К вопросу об истории стратегий изучения и преподавания русского языка в Китае: от традиции к инновациям

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_17

Полный текст:

Аннотация

Автором статьи предпринимается попытка проследить эволюцию стратегий изучения и преподавания русского языка как иностранного в Китайской Народной Республике. Научная актуальность обосновывается автором преобладанием в современном мире информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни. В статье приведен репрезентативный анализ работ исследователей из КНР, посвященных эволюции стратегий изучения и преподавания русского языка как иностранного. Основной метод, применяемый автором, можно охарактеризовать как анализ наукометрических баз по ключевому запросу «русский язык». Также автором применен метод диахронного анализа процесса изучения русского языка в Китайской Народной Республике. В статье рассмотрены ключевые исторические этапы изучения русского языка: идеологический, инструментарнометодологический, прагматический. На основании анализа работ китайских ученых выявлены основные методики преподавания русского языка как иностранного, среди которых исследователь выделяет аспектные, системные, комбинированные методы на основе различных техник перевода и запоминания текста. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий, в том числе ресурсов сети «Интернет». Автор отмечает, что ключевым условием широкого использования онлайн-обучения является формирование комплексной образовательной и языковой среды на основе субъект-субъектного подхода в преподавании русского языка как иностранного. Изучение языка представлено как динамический процесс, обусловленный рядом историко-культурных и социально-политических факторов. Отмечается, что дискуссионным до сих пор остается вопрос о принципах методики преподавания и изучения русского языка в Китайской Народной Республике: с одной стороны, осуществляется поиск универсальной методик преподавания русского языка, с другой — предлагается отказ от последовательного системного изучения и преподавания языка. 

Об авторе

Р. Ю. Порозов
Уральский государственный педагогический университет
Россия

кандидат культурологии, аналитик центра международного сотрудничества, доцент кафедры  философии, социологии и культурологии, 

620091, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Вэй, Ю. Обучение иностранным языкам и исследования в новую эру. Обучение и исследования иностранных языков / Ю. Вэй. — CNKI: SUN, 1978. — URL: https://kreader.cnki.net/Kreader/CatalogViewPage.aspx?dbCode=CJFD&filename=WJYY197801012&tablename=CJFD7984&compose=&first=1&uid — Текст: электронный.

2. Китайская национальная инфраструктура знаний. — URL: https://cnki.net/. — Текст: электронный.

3. Китайский сервис микроблогов. — URL: weibo.com. — Текст: электронный.

4. Мяо, Чжэнь. Анализ российских методов обучения / Чжэнь Мяо. — Текст: электронный // Журнал Хэбэйского рабочего университета. — 2002. — № 23—24. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=hbzg200203010&dbname=CJFD2002 .

5. Русская учебно-исследовательская группа средней школы Чусян. Некоторые примеры улучшения качества обучения русскому языку // Anhui Education. — 1960. — С. 43—45. — Текст: непосредственный.

6. Сунь, Сяовэй. Практика и изучение государственного преподавания русского языка в инженерных колледжах / Сунь Сяовэй, Ван Личжун. — Текст: электронный // Журнал Транспортного колледжа Хэйлунцзян. — 1999. — С. 45—48. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=jtgz199902012&dbname=CJFD9899.

7. Сюэ, Сюцзин. Самый эффективный способ выучить русский язык — это укрепить чувство языка / Сюцзин Сюэ. — Текст: электронный // Журнал педагогического колледжа Муданьцзян (издание по философии и общественным наукам). — 1999. — С. 73—74. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=mdjs199904022&dbname=CJFD9899.

8. Тан, Чжэ. Как писать буквы по-русски / Тан Чжэ, Хао Иннань. — Текст: электронный // Северная экономика и торговля. — 2001. — С. 232—233. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=gfjm200102142&dbname=CJFD2001.

9. Учащиеся начальной школы могут хорошо выучить русский язык // Sichuan Education. — 1960. — С. 29—30. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=sijy196007008&dbname=CJFDN790. — Текст: электронный.

10. Фань, Чжуцин. Способы привлечения талантливых людей к раннему разговору о некоторых проблемах в преподавании русского языка / Чжуцин Фань. — Текст: электронный // Журнал Хэйлунцзянского университета (издание на иностранном языке). — 1978. — С. 32—38. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=outl197800005&dbname=CJFD7984.

11. Цвык, Г. И. Анализ опыта продвижения русского языка в Китае / Г. И. Цвык. — Текст: непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2018. — № 2. — С. 34—38.

12. Чжан, Ехун. Использование сетевых ресурсов для развития у учащихся способности к самостоятельному обучению при преподавании русского языка / Ехун Чжан. — Текст: электронный // Журнал педагогического колледжа провинции Цзилинь (Гирин). — 2009. — С. 86—87. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=jljb200910042&dbname=CJFD2009.

13. Чэнь, Сусинь. Коммуникативные принципы и обучение грамматике русского языка / Сусинь Чэнь. — Текст: электронный // Преподавание русского языка в Китае. — 1986. — С. 9—11. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=zeyj198603002&dbname=CJFD8589.

14. Ян, Цзяе. К вопросу об обучении русскому разговорному языку / Цзяе Ян. — Текст: электронный // Преподавание русского языка в Китае. — 1991. — С. 43—45. — URL: https://kns.cnki.net/kns8/manage/export?filename=zeyj199104013&dbname=CJFD9093.

15. Aref’ev, A. L. The Russian language in the world: Past, present, and future / A.L. Aref’ev. — Text: electronic // Her. Russ. Acad. Sci., 2014. —URL: https://doi.org/10.1134/S1019331614050050.


Рецензия

Для цитирования:


Порозов Р.Ю. К вопросу об истории стратегий изучения и преподавания русского языка в Китае: от традиции к инновациям. Политическая лингвистика. 2021;(6):156-161. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_17

For citation:


Porozov R.Yu. To the Question of the History of Strategies of Learning and Teaching Russian in China: From Tradition to Innovation. Political Linguistics. 2021;(6):156-161. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_17

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)