Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

Информация или дезинформация? Читатель и fake-news

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_19

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи — описание субъективных стратегий оценки дезинформации читателем. Исследование инициировано проблемой противодействия росту криминализации информационного пространства. Рост числа случаев мошенничества, совершенных посредством интернет-коммуникации, актуализирует вопросы научного противодействия информационному воздействию на аудиторию. Для этого в статье рассматриваются стратегии верификации информации, дается их характеристика. Продемонстрированы лексический, тематический и знаниевый подходы к оценке фактов, выявлены особенности их применения. Показаны субъективные стратегии проверки информации, являющиеся отражением социальных практик и индивидуального опыта читателя. Описаны аналитическая, когнитивная, социальная стратегии проверки фактов, дана характеристика их применения, специфика использования применительно к разным условиям и особенностям получаемой информации. Раскрыта роль доверия как субъективной формы отношения читателя к содержанию и источнику информации, способу ее получения. В ходе эмпирического исследования проверяется распространение данных стратегий, дается оценка частоты их встречаемости. В целях исследования разрабатывается специальная анкета, проводится статистическая оценка показателей ее надежности. Выборка исследования составляет 725 человек, 47 % мужчины, ср. возраст 29,3 года, SD = 5,9 лет. Выборку составили жители трех субъектов Российской Федерации, имеющие образование, работающие в сферах промышленности, торговли, образования и медицины. Результаты исследования показали преобладание когнитивной стратегии верификации (54 % опрошенных) над социальной (39 % опрошенных) и аналитической (16 % опрошенных). Наиболее тесно связанными являются когнитивная и аналитическая стратегия (34 % опрошенных), когнитивная и социальная стратегии (29 % опрошенных). Половые различия в использовании стратегий не установлены. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения содержания стратегий верификации информации, выявления роли внутренних механизмов, обеспечивающих их формирование, а также проведения оценки эффективности стратегий в различении признаков дезинформации. 

Об авторах

К. В. Злоказов
Санкт-Петербургский университет МВД России
Россия

кандидат психологических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела,

198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1, кор. 9, каб. 129



М. Б. Ворошилова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

кандидат филологических наук, доцент, начальник управления научной работы, Уральский институт управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ,

620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66



Ю. В. Злоказова
Санкт-Петербургский университет МВД России
Россия

кандидат экономических наук, доцент кафедры транспортной безопасности, 

198510, г. Петергоф, ул. Аврова, д. 33А



Список литературы

1. Купрейченко, А. Б. Доверие к информации как фактор доверия к электронным масс-медиа / А. Б. Купрейченко, Е. В. Шляховая. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2012. — № 1.— С. 370—380.

2. Bago, B. Fake news, fast and slow: Deliberation reduces belief in false (but not true) news headlines / B. Bago, D. G. Rand, G. Pennycook. — Text : unmediated // Journal of Experimental Psychology: General. — 2020. — № 149 (8). — P. 1608— 1613. — DOI 10.1037/xge0000729.

3. Burkhardt, J. M. History of Fake News / J. M. Burkhardt // Library Technology Reports. — 2017. — № 53. — P. 5—9.

4. Hasson, U. Believe it or not: On the possibility of suspending belief / U. Hasson, J. P. Simmons, A. Todorov. — Text : unmediated // Psychological Science. — 2005. — № 16. — Р. 566—571.

5. Lasswell, H. Propaganda Technique in the World War / H. Lasswell. — London : Kegan Paul, 1927. — 233 p.

6. Mayo, R. Cognition Is a Matter of Trust: Distrust Tunes Cognitive Processes / R. Mayo. — Text : unmediated // European Review of Social Psychology. — 2015. — № 26. — DOI 10.1080/10463283.2015.1117249.

7. Okoro, E. M. A Hybrid Approach to Fake News Detection on Social Media / E. M. Okoro, B. A. Abara, A. O. Umagba, A. A. Ajonye, Z. S. Isa. — Text : unmediated // Nigerian Journal of Technology. — 2018. — № 37 (2). — Р. 454. — DOI 10.4314/njt.v37i2.22.

8. Resnick, L. B. Shared cognition: Thinking as social practice / L. B. Resnick. — Text : unmediated // Perspectives on socially shared cognition / L. B. Resnick, J. M. Levine, S. D. Teasley (eds.). — American Psychological Association, 1991. — P. 1—20. DOI 10.1037/10096-018.

9. Tam, N. T. User Guidance for Efficient Fact Checking / N. T. Tam, M. Weidlich, Yin H., Zheng B., Hung Nguyen Q. V., B. Stantic. — Text : unmediated // Proceedings of the VLDB Endowment. — 2019. — № 12. — P. 850—863.

10. Vosoughi, S. The spread of true and false news online / S. Vosoughi, D. Roy, S. Aral. — Text : unmediated // Science. — 2018.— № 359 (6380). — P. 1146—1151. — DOI 10.1126/science.aap9559.


Рецензия

Для цитирования:


Злоказов К.В., Ворошилова М.Б., Злоказова Ю.В. Информация или дезинформация? Читатель и fake-news. Политическая лингвистика. 2021;(6):168-175. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_19

For citation:


Zlokazov K.V., Voroshilova M.B., Zlokazova Yu.V. Information or Disinformation? Reader and Fake News. Political Linguistics. 2021;(6):168-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_19

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)