Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ ГАЗЕТ И НОВОСТНЫХ САЙТОВ)

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению феномена информационно-психологической войны в британских средствах массовой коммуникации. Исследование выполнено на основе данных из корпуса «News on the Web» в период 2010-2018 гг. К анализу привлекаются контексты из интернет-газет и новостных сайтов, объединенные тематикой противоборства. Цель работы - реконструировать фрагмент медиареальности информационно-психологической войны по текстовым данным и установить его параметры. Для обозначения репрезентационной структуры, фрагментарно объективируемой в медиадискурсе Великобритании и отражающей расстановку сил в глобальном геополитическом пространстве, вводится понятие дискурсивного мира информационно-психологической войны. Его содержание раскрывается с позиций когнитивно-дискурсивного миромоделирования - направления лингвистической дискурсологии, исследующего дискурс в терминах репрезентационных структур. Дискурсивный мир информационно-психологической войны как сконструированная журналистами реальность охарактеризован по масштабу, субъектам, ключевым акторам, целям и задачам, театру военных действий, активным средствам, составу войск и оружию. Установлено, что информационно-психологическая война ведется крупнейшими медиа Великобритании и направлена на читателей. Объектом информационно-психологической войны является сознание широкой аудитории, интересующейся вопросами политики и читающей интернет-издания. Мишенью информационно-психологической войны выступает Россия, которая в британских медиа представлена как угроза всему миру и ключевой актор информационной войны, препятствующий культурно-цивилизационному развитию Запада. Негативное миромоделирование в британских медиа проявляется в распространении таких представлений о России, которые демонизируют образ нашей страны в глазах граждан других государств. Результаты могут оказаться полезными при разработке мер защиты от внешнего информационно-психологического воздействия.

Об авторе

С. Л. Кушнерук
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Агапова С. Г., Гущина Л. В. Информационная война: манипулятивная стратегия на понижение // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 3 (27). С. 27-34.

2. Алексеев А. П., Алексеева И. Ю. Информационная война в информационном обществе // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 5-14.

3. Бабикова М. Р., Цыганкова А. В. Информационные войны против России: лингвистический аспект // Сопоставительная лингвистика. 2017. № 6. С. 214-219.

4. Иванова С. В. Лингвистическая ресурсная база информационной войны: создание эффекта демонизации // Политическая лингвистика. 2016. № 5 (59). С. 28-37.

5. Копнина Г. А. Речевые тактики и приемы дискредитации православия в современной информационно-психологической войне (на материале интернет-текстов) // Политическая лингвистика. 2017. № 5 (65). С. 206-216.

6. Копнина Г. А., Сковородников А. П. О философских основаниях лингвистики информационно-психологической войны [Электронный ресурс] // Экология языка и коммуникативная практика. 2016. № 1 (6). С. 35-50. URL: http://ecoling. sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/05/Kopnina-G.A.-Skovorod nikov-A.P.pdf.

7. Копнина Г. А., Сковородников А. П. Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения современной информационно-психологической войны // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1 (8). С. 170-181. URL: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/ uploads/2017/05/Kopnina-G.A.-Skovorodnikov-A.P.pdf.

8. Коцюбинская Л. В. Понятие «информационная война» в современной лингвистике: новые подходы // Политическая лингвистика. 2015. № 4 (54). С. 93-96.

9. Кошкарова Н. Н. Фейковые новости: креативное решение или мошенничество? // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2018. № 2 (191). С. 14-18.

10. Кошкарова Н. Н., Руженцева Н. Б., Зотова Е. Н. «Российская агрессия» по-американски и «Российский след» по-украински // Политическая лингвистика. 2018. № 1 (67). С. 74-81.

11. Кушнерук С. Л. Личные местоимения как языковые маркеры пересечения текстовых миров в рекламе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 36 (137). Филология. Искусствоведение. Вып. 27. С. 85-89.

12. Кушнерук С. Л. Образ президента - визитная карточка России: текстовые миры прессы, адресованной зарубежным читателям // Политическая лингвистика. 2010. Вып. 3 (33). С. 87-92.

13. Кушнерук С. Л. Когнитивно-дискурсивное миромоделирование в британской и российской коммерческой рекламе : автореф. дис. … д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 2016. 48 с.

14. Лингвистика информационно-психологической войны : моногр. Кн. 1. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2017. 340 с.

15. Озюменко В. И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. 2017. Т. 21. № 1. С. 203-220.

16. Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. - СПб. : Алетейя, 2002. 298 с.

17. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию и определению понятия // Политическая лингвистика. 2016. № 1 (55). С. 42-50.

18. Сковородников А. П., Копнина Г. А. О психологических основаниях лингвистики информационно-психологической войны [Электронный ресурс] // Экология языка и коммуникативная практика. 2016а. № 2. С. 238-258. URL: http://ecoling. sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/11/Skovorodnikov-A.P.-Kopnina-G.A.pdf.

19. Тагильцева Ю. Р. Методологический анализ информационно-психологической войны: теоретический аспект // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42). С. 175-178.

20. Arquilla J. Insurgents, Raiders, and Bandits: How Masters of Irregular Warfare Have Shaped Our World. - Chicago, IL : Ivan R. Dee, Publisher, 2011. 336 p.

21. Arquilla J., Ronfeldt D. The Advent Of Netwar. - Santa Monica, CA : RAND Corporation, 1996. URL: https://www.rand. org/pubs/monograph_reports/MR789.html.

22. Arquilla J., Ronfeldt D. Cyberwar is Coming! // Comparative Strategy. 1993. Vol. 12, Num. 2. P. 141-165. URL: https://www.ra nd.org/content/dam/rand/pubs/reprints/2007/RAND_RP223.pdf.

23. Arquilla J., Ronfeldt D. The advent of netwar (revisited) // Networks and netwars / ed. By J. Arquilla, D. Ronfeldt. - Santa Monica, 2001.

24. Brose R. Cyber War, Netwar, and the Future of Cyberdefense [Electronic resource]. 2015. URL: https://www.dni.gov/ index.php/newsroom/ic-in-the-news/ic-in-the-news-2015/item/ 1205-cyber-war-netwar-and-the-future-of-cyberdefense.

25. Brzezinski Z. Strategic vision: America and the crisis of global power. - New York : Basic books, 2012.

26. Denning D. E. Information warfare and Security. - Reading etc., 1999.

27. Libicki M. What is Information Warfare? - Washington, 1995.

28. Libicki M. The Convergence of Information Warfare // Strategic Studies Quarterly. 2017, Spring. P. 49-65.

29. Stein G. Information warfare [Electronic resource] // Airpower Journ. 1995, Spring. URL: http://www.iwar.org.uk/iwar/ resources/airchronicles/stein.htm.

30. Szafranski R. Neocortical warfare? The acme of skill // Military Review. 1994. Nov. P. 41-55. (U. S. Army Command and General Staff College).


Для цитирования:


Кушнерук С.Л. МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКИХ ГАЗЕТ И НОВОСТНЫХ САЙТОВ). Политическая лингвистика. 2018;(4):47-54.

For citation:


Kushneruk S.L. MEDIA REALITY OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL WAR (ON THE MATERIAL OF BRITISH PRESS AND NEWS SITES). Political Linguistics. 2018;(4):47-54. (In Russ.)

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)