Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

«Дети ворона» Ю. Яковлевой: жанровая логика vs. авторский сценарий

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается первая книга из «Ленинградских сказок» Ю. Яковлевой - «Дети ворона». С опорой на исследования А. Эткинда, Э. Сантнера и др. делается попытка охарактеризовать авторскую стратегию работы с исторической памятью. Анализируемая авторская сказка - один из примеров функционирования так называемой «мягкой памяти» сообщества, которая, в отличие от «твердой», являющейся результатом общественного консенсуса и коллективных (в том числе государственных) усилий по легитимации собственной истории, представляет собой то, что делается конкретными субъектами, выражающими свою художественную и гражданскую позицию. При написании «Ленинградских сказок» автор намеревался говорить с детьми и подростками об истории страны, ее трудных временах (репрессии, блокада), при этом выбранный Яковлевой сценарий внутренне конфликтен. Авторское стремление проработать историческую травму наталкивается на жанровые законы сказки: страшная историческая конкретика в книге метафоризирована и остается неясной для ребенка 12-13 лет, которому адресовано издание; кроме того, приключения героев как бы заранее оправданы сказочной логикой инициации (однако не могут быть оправданы и мотивированы человечески и исторически). Жанр страшной сказки, с одной стороны, делает повествование возможным (и интересным) для детей, с другой - препятствует работе с исторической темой.

Об авторе

О. Ю. Багдасарян
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. С. 6-40.

2. Брауде Л. Ю. Скандинавская литературная сказка. - М., 1979. 208 с.

3. Издательский дом «Самокат» [Электронный ресурс]. URL: http://www.samokatbook.ru/ru/book/view/431/ (дата обращения: 2.02.2018).

4. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1992. 184 с.

5. Мифы народов мира : энцикл. В 2 т. Т. 1. / гл. ред. С. А. Токарев. - М. : Рос. энциклопедия, 1994. 671 с.

6. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика) : дис. … д-ра филол. наук : 10.01.01, 10.01.09. - М., 2001. 387 с.

7. Пропп В. Морфология волшебной сказки. - М. : Лабиринт, 2001. 144 с.

8. Рыбакова Е. Там советский гражданин мертв [Электронный ресурс]. 13.02.2017. URL: http://www.colta.ru/articles/ literature/13908 (дата обращения: 2.02.2018).

9. Сантнер Э. История по ту сторону принципа наслаждения: размышление о репрезентации травмы // Травма:пункты : сб. ст. / сост. С. Ушакин, Е. Трубина. - М. : Новое литературное обозрение, 2009. С. 389-407.

10. Синявский А. Иван-дурак: очерк русской народной веры. - М. : Аграф, 2001. 464 с.

11. Ушакин С. Нам этой болью дышать? // Травма:пункты : сб. ст. / сост. С. Ушакин, Е. Трубина. - М. : Новое литературное обозрение, 2009. С. 5-41.

12. Эткинд А. Кривое горе: память о непогребенных / авториз. пер. с англ. В. Макарова. - М. : Новое литературное обозрение, 2016.

13. Яковлева Ю. Дети ворона. - М. : Самокат, 2016. 264 с.


Рецензия

Для цитирования:


Багдасарян О.Ю. «Дети ворона» Ю. Яковлевой: жанровая логика vs. авторский сценарий. Политическая лингвистика. 2018;(4):112-117.

For citation:


Bagdasaryan O.Y. “The Crow’s Children” by Yu. Yakovleva: the logic of genre vs. author’s scenario. Political Linguistics. 2018;(4):112-117. (In Russ.)

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)