Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ГЕНРИХА IV КАК СЕМИОТИЧЕСКИЙ ЗНАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Полный текст:

Аннотация

В статье королевский парадный портрет рассматривается как текст-изображение, являющийся знаком и обладающий собственными семиотическими свойствами. Изображение короля в эпоху абсолютной монархии является одним из самых сложных механизмов репрезентации монархической системы, когда важно дистантно продемонстрировать зрителю короля как воплощение власти. Автор показывает, что здесь пересекаются художественный и политический дискурс. Интерпретируя знаки, представленные на эстампе с изображением Генриха IV в коронационном костюме руки французского гравера фламандского происхождения Тома де Лё, автор статьи раскрывает способы, с помощью которых актуализируется идея королевской власти. Внешние символы монархической власти являются средствами семиотизации власти в парадном королевском портрете. Они транслируют величие и могущество французского монарха и служат символами легитимации королевской власти. Кроме того, регалии, а также другие детали парадного королевского портрета, изображенные на портрете Генриха IV в коронационном костюме, отражают принцип династической монархии, и еще шире - принцип наследственной преемственности верховной власти. В статье доказывается, что визуальная репрезентация власти имеет целью создание и распространение образа идеального правителя, используемого для обоснования легитимности правления монарха.

Об авторе

Е. Г. Васильева
Карельский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Алферова Н. В. Функции портрета в русской культуре [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. культурологии. - СПб., 2006. URL: http://cheloveknauka.com/funktsii-portreta-v-russkoy-kulture#ixzz5L4LcWszm.

2. Басин Е. Я. Портрет в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kul tura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/PORTRET_V_IZO BRAZITELNOM_ISKUSSTVE.html.

3. Васильева Е. Г. Мягкая сила королевского портрета в пространстве семиотики //Фундаментальное и актуальное в развитии языка: категории, факторы, механизмы : материалы 18-й Междунар. конф. Школы-семинара им. Л. М. Скрелиной (Москва, 13-16 сент. 2017 г.). - М. : МГПУ : Языки народов мира. С. 41-46.

4. Викулова Л. Г., Васильева Е. Г. Вербализация портрета монарха как вторичная семиотизация института власти // Верхневолж. филол. вестн. : науч. журн. 2018. № 1. C. 63-71.

5. Вовк О. В. Энциклопедия знаков и символов. - М. : Вече, 2006. 528 с.

6. Ковшова М. Л. Семантика головного убора в культуре и языке. Костюмный код культуры. - М. : Гнозис, 2015. 368 с.

7. Кущёва М. В. Представление о королевской власти в политической культуре Франции первой половины XVIII в. (1715-1748 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/kuscheva-o-korolevskoj-vlasti-fr ancii.htm.

8. Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV : роман / пер. с нем. В. Станевич. - М. : Дет. лит., 1991. 589 с.

9. Мукаржовский Я. Искусство как семиологический факт [Электронный ресурс] // Исследования по эстетике и теории искусства. - М. : Искусство, 1994. С. 190-198. (Впервые: Actes du huitième Congrès international de philosophie à Prague. 1934. - Prague, 1936). URL: http://philologos.narod.ru/texts/ mukarz_semio.htm.

10. Омеличкина Е. О. Реализация лингвокультурного типажа «héros combattant» в художественном дискурсе (на материале французского языка) : дис. … канд. филол. наук. - Кемерово, 2013. 215 с.

11. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья / пер. с фр. Е. Решетниковой. - СПб. : Александрия, 2017. 448 с.

12. Плахов В. Д. Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы. - СПб. : КАРО, 2008. 240 с.

13. Плешкова С. Л. Генрих IV Французский [Электронный ресурс] // Вопросы истории. 1999. № 10. С. 65-81. URL: http://historystudies.org/2012/06/pleshkova-s-l-genrix-iv-francuzskij/.

14. Словарь линвгокультурологических терминов / авт.-сост. М. Л. Ковшова, Д. Б. Гудков ; отв. ред. М. Л. Ковшова. - М. : Гнозис, 2017. 192 с.

15. Согомонян В. Э. Что такое дискурс власти? // 21-й ВЕК. 2012. № 1 (12). С. 34-51.

16. Федотова Е. Д. Жанр «великие люди» и интерпретация образа Генриха IV во французском искусстве. // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 5. № 11. С. 159-162.

17. Фофин А. И. Антропоцентричность как принцип интерпретации живописного произведения (на материале текстов о «библейском» творчества Марка Шагала) // Человек и его Язык : материалы юбилейной 16-й Междунар. конф. научной Школы-семинара им. Л. М. Скрелиной. - СПб. : Скифия, 2013. 336 с.

18. Чудинов А. П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. 3-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2008. 256 с.

19. Шейгал Е. И. Невербальные знаки политического дискурса [Электронный ресурс] // Основное высшее и дополнительное образование. - Волгоград, 2001. Вып. 1. URL: http:// www.philology.ru/linguistics1/sheygal-01.htm. (Philology.ru. Русский филологический портал).

20. Ямпольский М. Б. Наблюдатель. Очерки истории видения. - СПб. : Мастерская ЕАНС, 2012. 344 с.

21. Bourgeaux L. L’apparition du portrait gravé dans le livre au XVIème siècle [Electronic resource] // Mémoire de recherche. Sous la direction de Vanessa Selbach, conservateur des bibliothèques. 2005. URL: http://www.enssib.fr/bibliotheque-numeriqu e/documents/604-l-apparition-du-portrait-grave-dans-le-livre.pdf.

22. Dictionnaire Historique de la langue française : Nouvelle édition. Sous la direction d’Alain Rey. - Paris : Le Robert, 2010. 2616 p.

23. Henri IV sur son trône, en costume de sacre [Electronic resource] : image. URL : https://www.photo.rmn.fr/archive/05-52 2095-2C6NU07CYT_0.html.

24. Le Brun C. Dictionnaire encyclopédique de l’histoire de France. - Paris : Maxi-Livres, 2002. 416 p.

25. Ligneureux Y. Le visage du roi, de François Ier à Louis XIV [Electronic resource] // Revue d’histoire moderne&contemporaine. 2010. № 4. № 57/4. - Paris ; Belin, 2010. 288 p. URL: https://www.cairn.info/revue-d-histoire-moderne-et-contemporai ne-2010-4-page-30.htm.

26. Poirson A. Histoire du règne de Henri IV [Electronic resource]. Vol. 4. 2e éd. - Paris : Editions Didier et Cie, 1867. 667 p. URL : https://books.google.fr/books?id.

27. Portrait d’Henri IV par Thomas De Leu [Electronic resource]. URL: https://www.museejeannedalbret.com/portrait-dhen ri-iv-par-thomas-de-leu/.

28. Scarron P. Le Roy [Electronic resource]. URL: https://www. poemes.co/le-roy.html.

29. Stanis P. Les rides d’Apollon : l’évolution des portraits de Louis XIV // Revue d’histoire moderne & contemporaine. 2003. № 3 (no50-3). URL: https://www.cairn.info/revue-d-histoire-mod erne-et-contemporaine-2003-3-page-62.htm#no41.

30. Voltaire M.-F. La Henriade [Electronic resource]. - Londres, 1728. 202 p. URL: https://archive.org/details/McGillLibrary-rbsc_henriade_voltaire_quatro53-15860.


Для цитирования:


Васильева Е.Г. ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ГЕНРИХА IV КАК СЕМИОТИЧЕСКИЙ ЗНАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА. Политическая лингвистика. 2018;(4):118-124.

For citation:


Vasileva E.G. THE ROYAL CEREMONIAL PORTRAIT OF HENRY IV AS A SEMIOTIC SIGN OF POLITICAL DISCOURSE. Political Linguistics. 2018;(4):118-124. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)