Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ЖАРГОН: ЯЗЫКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛА

Полный текст:

Аннотация

Статья, написанная на материале «Словаря избирательной кампании» Т. П. Тарасенко (2017), посвящена типологизации и интерпретации предвыборного жаргона. Под предвыборным жаргоном понимается лексический корпус, единицы которого сочетают в себе признаки жаргонной лексики (экспрессивность), профессионализмов (релевантность для предвыборной деятельности) и терминов (точная номинация специальных понятий). По тематике жаргонную лексику можно дифференцировать с выделением 4 крупных групп: 1) обозначений процессов (технологий, методов, приемов, сценариев); 2) обозначений результатов предвыборной деятельности; 3) обозначений субъектов, участвующих в избирательной гонке; 4) обозначений партий и политических движений. Дифференциация предвыборного жаргона по происхождению свидетельствует о наличии русских и заимствованных жаргонных слов, а по стилистической окраске - о наличии нейтральных слов и слов, имеющих оценочные пометы (шутл. ирон., груб., пренебр., неодобр.), что в целом свидетельствует об активном пополнении этого участка лексической системы русского языка. Интерпретация предвыборного жаргона с точки зрения языковых механизмов, актуализируемых при порождении слова, свидетельствует о том, что эти механизмы можно свести к компрессии и конкретизации базового смысла жаргонной номинации. В свою очередь, к частным языковым механизмам можно отнести компрессионно-образный, лексико-семантический (переосмысление понятия, его сужение и синонимизация), словообразовательный, синтаксический (актуализирующий возможности лексической сочетаемости) и оценочный механизмы конкретизации. Действие этих механизмов способствует как детализации понятий, связанных с предвыборным дискурсом, так и экономии речевых средств, точности жаргонных номинаций, их легкой запоминаемости и встраиваемости в устную и письменную речь специалистов и неподготовленных потребителей информации.

Об авторе

Н. Б. Руженцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Болдырев Н. Н. Когнитивная лингвистика. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 252 с.

2. Болотнова Н. С. Основы теории текста. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999. 100 с.

3. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. - Ижевск : Издат. дом «Удмуртский ун-т», 2006. 250 с.

4. Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка : дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 2003. 211 с.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М. : Просвещение, 1993. 224 с.

6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб. : Златоуст, 1999. 320 с.

7. Крысин Л. П. Литературная норма и речевая практика газет // Язык современной публицистики. - М. : Флинта : Наука, 2005. С. 44-57.

8. Майданова Л. М. Практикум по современному русскому литературному языку. - Екатеринбург : УрГУ, 1993. 384 с.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 сл. и фразеол. выражений / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997. 944 с. ISBN 5-89285-003-X.

10. Ольшанский Д. В. Политический PR. - СПб. : Питер, 2003. 544 с.

11. Русский язык : энцикл. - М. : Советская энциклопедия, 1979. 431 с.

12. Скворцов Л. И. Профессиональные языки, жаргоны и культура речи // Русская речь. 1997. № 1. С. 56-62.

13. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Экспрессивные средства в языке современной России: тенденции и их культурно-речевая оценка // Язык средств массовой информации. - М. : МГУ, 2004. Ч. 2. С. 285-306.

14. Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М. : МедиаМир, 2007. С. 15-39.

15. Тарасенко Т. П. Словарь избирательной кампании. - Краснодар : Просвещение-Юг, 2017. 587 с.

16. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М. : Высш. школа, 1983. 335 с.

17. Шилихина К. М. Семантика и прагматика вербальной иронии. - Воронеж : Наука-Юнипресс, 2014. 304 с.


Для цитирования:


Руженцева Н.Б. ПРЕДВЫБОРНЫЙ ЖАРГОН: ЯЗЫКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛА. Политическая лингвистика. 2018;(5):40-47.

For citation:


Ruzhentseva N.B. ELECTION JARGON: LANGUAGE MECHANISMS OF MEANING MAKING. Political Linguistics. 2018;(5):40-47. (In Russ.)

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)