Preview

Политическая лингвистика

Расширенный поиск

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРЕЙМА ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗА РОССИИ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена фреймингу как одному из способов воздействия на сознание и поведение человека. Медийный фрейминг рассматривается на материале текстов немецких СМИ о событиях, связанных с Россией. Рассмотрение информационно-аналитических текстов, посвященных внешней и внутренней политике России, показало, что читателю пытаются навязать определенный образ страны, основанный на актуализации медийных фреймов «война», «диктатура», «неправовое государство», «опасность». Перечисленные фреймы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и часто актуализируются одновременно в рамках одного текста. Манипулятивный потенциал каждого из обозначенных фреймов может реализовываться с помощью различных языковых средств. Наиболее распространенными при этом являются тематическая и стилистически окрашенная лексика, речевые приемы, нарушающие постулаты речевого общения, сформулированные Г. П. Грайсом, а также стилистические приемы, основанные на прагматически мотивированном отклонении от языковой нормы и ее стилистически нейтрального варианта. Использование указанных фреймов иллюстрируется материалами прессы, посвященными футбольным матчам. Например, в одном материале демонстрация футбольных болельщиков на Манежной площади Москвы неоднократно заменяется лексемой «der Krieg», которая наряду с вырванной из контекста цитатой «Wir sind im Krieg», вынесенной в заголовок публикации, создает в сознании читателей образ войны, проецирующийся впоследствии на факт действительности. Представляя Россию как недемократичную, коррумпированную и неспокойную страну, немецкоязычные СМИ формируют, видоизменяют или деформируют мнение реципиентов о государстве, а также часто накладывают негативный отпечаток на положительный опыт индивида, полученный в ходе пребывания в России или личного знакомства с ее жителями.

Об авторах

И. В. Кокурина
Ивановский государственный университет
Россия


Н. Ю. Хорецкая
Ивановский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. - М. : Институт социологии РАН, 2004. 752 с.

2. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Прогресс, 1985. Вып. 16 : Лингвистическая прагматика. С. 217-237.

3. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. - М. : Прогресс, 1989. 308 с.

4. Демьянков В. З. Фреймовая семантика // Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина ; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. - М. : Филологический фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С. 189-191.

5. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М. : Энергия, 1979. 152 с.

6. Никонова Ж. В. Фреймовый анализ речевых актов (на материале современного немецкого языка). - Н. Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. 309 с.

7. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Прогресс, 1988. Вып. 23 : Когнитивные аспекты языка. С. 52-92.

8. Чейф У. Л. Память и вербализация прошлого опыта // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Радуга, 1983. Вып. 12 : Прикладная лингвистика. С. 35-73.

9. Dahinden U. Framing. Eine integrative Theorie der Massenkommunikation. - Konstanz : UVK Verlagsgesellschaft, 2006. 346 с.

10. Dobbert S. Putinismus funktioniert durch Furcht [Electronic resource] // Zeit Online. 15.01.2018. URL: https://www. zeit.de/politik/ausland/2017-12/russland-putin-medien-zensur-pra esidentschaftswahl-soldatow/komplettansicht (date of access: 17.06.2018).

11. Dunwoody S. The media and public perceptions of risk: How journalists frame risk stories // The social response to environmental risk: policy formulation in an age of uncertainty. - Boston : Springer Science+Business Media, LLC, 1992. P. 75-100.

12. Edelman M. Contestable categories and public opinion // Political Communication. 1993. № 10 (3). P. 231-242.

13. Entman R. M. Framing: toward clarification of a fractured paradigm // Journ. of Communication. 1993. № 43(4). P. 51-58.

14. Fritsch O. Karneval in Moskau [Electronic resource] // Zeit Online. 15.06.2018. URL: https://www.zeit.de/sport/2018-06/russ land-saudi-arabien-fussball-wm-2018/komplettansicht (date of access: 17.06.2018).

15. Gamson W. A., Modigliani A. The changing culture of affirmative action // Research in political sociology. - Greenwich, CT, 1987. № 3. P. 137-177.

16. Kremper G. Sterben für Putin - wie Russlands Soldaten sich für den Ruhm des Kreml-Herren opfern [Electronic resource] // Stern. 11.02.18. URL: https://www.stern.de/politik/ausland/ sterben-fuer-putin---wie-russlands-soldaten-sich-fuer-den-ruhm-des-kreml-herren-opfern-7857586.html (date of access: 23.02.2018).

17. Matthes J. Framing-Effekt: Zum Einfluss der Politikberichterstattung auf die Einstellungen der Rezipienten. - München : Verl. Reinhard Fischer, 2007. 339 s.

18. Voswinkel J. Wir sind im Krieg [Electronic resource] // Zeit Online. 27.01.2011. URL: https://www.zeit.de/2011/05/Russland/ komplettansicht (date of access: 29.01.2011).

19. Weßler H. Öffentlichkeit als Prozess. Deutungsstrukturen und Deutungswandel in der deutschen Drogenberichterstattung. - Opladen : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1999. 272 s.


Рецензия

Для цитирования:


Кокурина И.В., Хорецкая Н.Ю. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРЕЙМА ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗА РОССИИ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ. Политическая лингвистика. 2018;(5):59-63.

For citation:


Kokurina I.V., Khoretskaya N.Y. MANIPULATIVE POTENTIAL OF FRAME in RUSSIA’S IMAGE CREATIon IN GERMAN MEDIA. Political Linguistics. 2018;(5):59-63. (In Russ.)

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-2629 (Print)